Изъятая "Свобода"
Вчера в Алматы состоялась церемония награждения ежегодной премией “Свобода”, которая вручается гражданам, внесшим наиболее весомый вклад в развитие демократии и гражданского общества в нашей стране. Правда, ни символических статуэток Свободы, ни почетных грамот лауреаты на этот раз не получили: организаторы - незарегистрированная партия “Алга!” - не смогли найти призы после прошедшего накануне в их партийном офисе обыска (см. “Партразверстка”, “Время” от 24.1.2012 г.). Скорее всего, полагают партийцы, они были изъяты сотрудниками КНБ.
По традиции премия “Свобода” ежегодно вручалась 19 января - в День демократии. Но в этом году церемонию награждения решили перенести, потому что 24 января исполнилось ровно 40 дней с жанаозенских событий. Премию “Свобода” на этот раз получили редакции телеканала “К+” и видеопортала “СтанТВ”, освещавшие забастовку нефтяников и массовые беспорядки в Жанаозене и на станции Шетпе 16-17 декабря. Еще одним лауреатом должен был стать лидер партии “Алга!” Владимир КОЗЛОВ, но, по словам его заместителя Михаила СИЗОВА, он отказался от премии в пользу активистки этой же партии Айжангуль АМИРОВОЙ. Она, напомним, активно поддерживала бастующих нефтяников, за что была арестована в начале января в Актау. Сейчас, по информации пресс-службы КНБ, против Амировой и “других лиц” возбуждено уголовное дело по статье 164 (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды) УК РК. Но Владимир Козлов все-таки получил премию. Как объяснил Михаил Сизов, такое решение было принято на экстренном заседании координационного совета партии “Алга!” в понедельник вечером. Партийцы, голосуя за своего лидера, приняли во внимание его задержание сотрудниками КНБ.
Вчерашнюю церемонию омрачили происходившие накануне события. По словам Михаила Сизова, обыск в центральном офисе партии продолжался с раннего утра до часу ночи вторника.
- Люди, которые находились в офисе, не имели права вызвать адвоката, - сообщил он. - Они не могли ни пойти перекусить, ни позвонить кому бы то ни было. То есть фактически находились под арестом. Параллельно нас обыскали и повезли на допрос в КНБ. У меня, начальника службы безопасности Аскара ТОКМУРЗИНА и активистки Гульжан ЛЕПЕСОВОЙ допрос продолжался шесть часов. У меня не было возможности позвонить адвокату - мобильный телефон изъяли. В связи с тем, что нас обязали написать расписки о неразглашении, в детали допроса я вдаваться не буду. Интересовало сотрудников КНБ все: деятельность организации (в том числе - финансовая), наша связь с событиями в Жанаозене, которой, в принципе, не было. ...Меня допрашивали в качестве свидетеля, ребят тоже. У Владимира Козлова обыск продолжался в течение всего дня - сначала в его доме, потом на его квартире. Около 21 часа его доставили в СИЗО ДКНБ в качестве обвиняемого. Его обвиняют в разжигании социальной розни, приведшей к массовым беспорядкам (часть 3 статьи 164 УК РК, предусматривающая от 3 до 10 лет лишения свободы. - М. А.). ...Адвоката к Владимиру Козлову не пустили, допроса якобы не было. Не знаю, был допрос на самом деле или нет, но обещали, что в первый раз он будет допрошен сегодня (24 января. - М. А.) в 10 часов утра. Утром наша группа отправилась в СИЗО, чтобы попытаться завести туда адвоката.
Как мы уже сообщали, в КНБ также побывали режиссер Булат АТАБАЕВ и лидер молодежного клуба “Рух пен тiл” Жанболат МАМАЙ. Вчера они рассказали нам кое-какие подробности.
- Я был на допросе по жанаозенским событиям, - сообщил Булат Атабаев. - Я являюсь подозреваемым по статье 164 УК РК. Мне определили меру пресечения - подписку о невыезде. Мне кажется, даже сами комитетчики не верят, что мы такое сотворили. Они хотят напугать нас, хотят, чтобы мы заткнулись.
- В понедельник утром у меня дома был обыск, - рассказал Жанболат Мамай. - В 10 часов около десяти сотрудников КНБ с полицией приехали ко мне. Из постановления, которое они предъявили, стало ясно: якобы Айжангуль Амирова указала, что в моем доме хранятся запрещенная литература и какие-то листовки. На этом основании и проводили обыск. Около четырех часов все это продолжалось. Проверили все. Забрали компьютер, ноутбук, диски, бумаги, газеты. Затем сотрудники КНБ попросили меня проехать с ними в следственное управление. Уже там мне сообщили, что я - подозреваемый. Мне вменяют разжигание социальной розни, приведшей к массовым беспорядкам в Жанаозене. Меня допрашивали, стоял вопрос об аресте, но в итоге следователь решил применить подписку о невыезде, предупредив: возможно, мера пресечения будет изменена. В КНБ мы заходили с Булатом Атабаевым. Я знаю, что были допрошены Владимир Козлов и Серик САПАРГАЛИ (общественный деятель, экс-кандидат в президенты. - М. А.).
В понедельник сотрудники КНБ наведались и в редакцию газеты “Взгляд”.
- Они пришли в начале восьмого вечера, - рассказала корреспондент Олеся ЩЕЛКОВА. - Задержали нашего главного редактора Игоря ВИНЯВСКОГО. Ему вменяют часть 2 статьи 170 (призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории РК) УК РК. Адвокат Жанна ДАКОНОВА пыталась его отстоять: дескать, завтра придет, зачем ночью и т.д. Тем более что у Игоря был обыск и дома. У него маленькие дети, можно понять психологическое состояние семьи. Но комитетчики сказали, что им все равно: либо он идет сам, либо его выводят. Как нам стало известно, обвинение ему не предъявили, задержали пока на трое суток. В редакции был обыск, он продолжался до 23 часов. Забрали всю оргтехнику, в бухгалтерии - сейф с документами, вплоть до ежедневников журналистов.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы