Охотник за мгновением
Многие любят фотографировать, но не всем дано стать профессионалами на этой творческой стезе. Фоторепортеру Алмазу ТОЛЕКЕ повезло: хобби стало любимой работой.
- Самое интересное, что я не мечтал стать фотографом, - рассказывает Алмаз. - В детстве грезил быть рок-музыкантом. Даже играл на гитаре, позже стал стучать на барабанах. По образованию я специалист по разработке нефтегазовых месторождений. Когда учился, писал заметки в газету “Криминальный вестник”, и там приходилось снимать самому. Потом издание закрылось, а желание фотографировать осталось. И тут мне попалось на глаза объявление, что в журнал, который писал о ночной жизни города, требуется фотограф. Я позвонил туда и сказал, что очень хочу работать, но аппаратуры у меня нет. К моему удивлению, редактор пригласил меня на собеседование и взял на работу. Целый год я снимал всякие тусовки, вечеринки. Так и началась моя профессиональная деятельность фотографа.
- Что, вот так раз - и в фотографы?
- Нет, конечно. Учился. Читал литературу, наблюдал за другими мастерами. На самом деле, сколько бы ты ни фотографировал, на каждой съемке открываешь для себя что-то новое. Фотография - искусство тысячи мелочей. Мне нравится подглядывать за людьми в щелочку объектива. Когда человек тебя не видит, а ты можешь запечатлеть его таким, какой он есть. Как-то в бассейне поймал кадр. Две девушки подплыли к бортику, и тут к ним подошел голопопый малыш, и они ему что-то начинают говорить. И вдруг одна из девушек сложила руки так, как будто она его о чем-то умоляет. А пацан стоит такой довольный. Кадр получился обалденный.
- В каком жанре больше нравится снимать: портреты, репортаж, ню, пейзаж?
- Я репортер, и мне нравится раскрывать сущность происходящего события, характеры людей так, чтобы снимок вызывал эмоции у читателя. Люблю делать портреты, особенно детские, потому что у малышей все чувства неподдельные. Что касается ню, то этот жанр я пока не освоил. Вернее, я снимал, но понял, что пока к нему не готов. Ню должно вызывать не инстинктивные мужские чувства, а какие-то светлые ощущения.
- В курьезные, экстремальные ситуации попадал во время съемок?
- Из-за съемок я не смог вовремя защитить диплом в университете. Как раз на этот день была назначена эксклюзивная съемка российских музыкантов. Пришлось через неделю защищаться с другой группой.
В 2010 году ездил в экспедицию “Золотой теленок”, где экстрима было хоть отбавляй. Я ехал в экипаже Светланы НАУМОВОЙ и ее супруга. Так вот мы и машину тушили, и в болоте увязли, и потерялись в степи, и даже приняли ванну прямо в машине.
- Это как?
- На пути нам попалась речка, и Света с мужем стали спорить, где лучше встать на привал - на этом берегу или переправиться на тот. В итоге решили ехать через реку и встали прямо на ее середине. Светлана хотела посмотреть, насколько глубоко мы встряли, открыла дверь, и вода хлынула в салон. В общем, мы все были мокрые.
В прошлом году снимал учения снайперов и решил проверить: правда, что пули свистят над головой. Солдат держал мишень, а мы засели в окопе под ней. Было страшновато, но вот пули не свистели. Сначала слышно, что пуля бьется где-то рядом, а затем слышен хлопок выстрела.
Недавно снимал хоккей и испытал гамму чувств. Особенно когда шайба летит на тебя и ты понимаешь, что стоишь за стеклом, но интуитивно стараешься отвернуться. А потом забываешься - и тут бац - в этот бортик врезаются хоккеисты... Такие съемки бодрят.
- Тобой движут творческие амбиции: не думал сделать персональную выставку?
- Без творческих амбиций нет роста. Так же, как и без критики. Я, например, всегда прислушиваюсь, когда ругают мои работы, и стараюсь в следующий раз не допускать каких-то ошибок. О персональной выставке думать еще рано - недостаточно материала. Как только, так сразу.
Надежда ПЛЯСКИНА, plyaskina@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и из архива Алмаза ТОЛЕКЕ, Алматы