8717

Увидеть Стамбул и... пролететь

Уволенный из авиакомпании “Эйр Астана” по отрицательным характеристикам бортпроводник Тнышбек ЗАРКУЛОВ по решению суда восстановлен в должности, но летать ему все равно не дают.

Именно этот человек стал инициатором коллективного обращения почти 200 бортпроводников национального перевозчика в фонд “Самрук-Казына” (см. “Под колпаком у ФНБ”, “Время” от 14.1.2012 г.), которое разбиралось 5 января в офисе фонда.
Тогда, напомним, президенту “Эйр Астаны” Питеру ФОСТЕРУ было поручено до 20 января разобраться и доложить о мерах, принятых по поводу уволенных сотрудников авиакомпании, о которых шла речь в обращении.
В “Эйр Астане” ситуацию прокомментировали так: бортпроводник З. (речь шла о Заркулове) был уволен за прогул. А прогулял он потому, что его 11 июня 2011 года задержали в Турции за контрабанду сигарет, возбудили уголовное дело, а потом и выдворили из страны.
Вчера опальный стюард пришел в редакцию с пакетом документов.
Выяснилось: приказ об увольнении Тнышбека Заркулова отменен решением Турксибского районного суда как незаконный еще 28 октября 2011 года. Бортпроводник восстановлен в должности приказом от 15 ноября. Однако уже на следующий день вице-президент АО “Эйр Астана” по управлению персоналом и административным вопросам Евгения НИ своим приказом ограничивает Заркулову доступ к полетам до вступления решения суда в законную силу.
- Уже два месяца я сижу дома на средней зарплате, тогда как восстанавливали меня в качестве бортпроводника, а не домохозяйки, - говорит Тнышбек.

- В “Эйр Астане” утверждают, что вы обвиняетесь в контрабанде, за что и были задержаны в Турции и опоздали на рейс, в результате вам засчитали прогул...
- Документы из Турции о моем задержании, которыми располагает “Эйр Астана”, разбирались в суде. Но ни в одном из них нет речи о контрабанде сигарет. Я летел в Стамбул на свадьбу и вез с собой мерзлую конину и казы. Это продукция животноводства, к перевозу которой в Турции, видимо, какие-то особенные требования. Если бы меня “депортировали”, как утверждают в авиакомпании, то об этом как минимум стоял бы штамп в паспорте. Как максимум (а я знаю, как перевозят депортированных) билеты домой мне покупала бы турецкая полиция и везли бы меня в наручниках. Ничего этого не было.

- А как быть с утверждением “Эйр Астаны” о том, что подписи ваших коллег под письмом в “Самрук-Казына” вы собирали, введя их в заблуждение? И что существует второе письмо от тех же людей, которые теперь от вас открестились?
- Я думаю, имеет смысл дождаться результатов проверки транспортной прокуратуры города, которая изучает доводы, указанные в жалобе. Я знаю другое: все те, кто подписал второе письмо, подвергались давлению со стороны руководства авиакомпании. Им было предложено: отзовите подпись или потеряете работу. Многие этот факт подтверждают (у меня есть диктофонные записи).

Неугомонный бортпроводник намерен добиться полного восстановления своих прав, в том числе защиты чести и достоинства.
Однако в апелляционной жалобе на решение Турксибского районного суда представители национального авиаперевозчика указывают: Тнышбек Заркулов вовсе не тот, за кого себя выдает.
В документе присутствует любопытная формулировка: “В штате авикомпании состоят более пятисот бортпроводников, соответственно, чрезмерно лояльное к виновному сотруднику судебное решение попросту создает у его “недобросовестных” коллег чувство полной безнаказанности за свои действия”.
Тут возникает вопрос на засыпку уже к “Эйр Астане”: как же вы, уважаемые, кадры подбираете?
Вице-президент “Эйр Астаны” по юридическим и правовым вопросам Айдар КАШКАРБАЕВ вчера ответил в том числе и на этот вопрос.
- На самом деле мы как раз-таки не допускаем его (Заркулова. - А. А.) к полетам, - сказал он. - О том, что у человека проблемы с законом в Турции, нам стало известно после его депортации оттуда. Тогда мы приняли к данному сотруднику меры дисциплинарного воздействия - уволили. Вообще о случившемся 11 июня в Турции мы узнали, когда через несколько дней оттуда пришел соответствующий документ, а до этого он говорил, что у него дома якобы трубу прорвало. Депортирован он был или выдворен - я не специалист по турецкому миграционному законодательству. В любом случае он покинул Турцию принудительно, а значит, за правонарушение.

- Есть ли хоть какой-то документ, подтверждающий, что причиной инцидента в Турции стала контрабанда сигарет?
- Мы обратились к турецким юристам с просьбой выяснить, что на самом деле там произошло. На данный момент нам известно, что на Заркулова возбуждено уголовное дело и оно уже направлено в суд. Его подозревают в контрабанде товаров, которые подлежат таможенной очистке. В кратком изложении сути претензий четко сказано: он был задержан и было конфисковано у него 102 boxes сигарет. Как мы понимаем, речь идет о 102 блоках, обнаруженных в его багаже.

- Кем подписан этот документ?
- Пока это не документ, а только информация, в соответствии с которой мы должны грамотно поступить. Поскольку в данном случае речь идет о действиях правоохранительных органов другого государства, наша страна должна в официальном порядке эту информацию запросить. Мы составили ходатайство в апелляционную коллегию, чтобы суд запросил. Когда ответ из Турции поступит в суд, это будет считаться документом.

- Заркулов утверждает, что второе письмо бортпроводников появилось после активной атаки на подписантов со стороны руководства авиакомпании...
- Никто на них не давил, они сами проявили сознательность и составили второе письмо, когда им стало понятно, что Заркулов делает все в своих сугубо личных интересах. Когда подписи собирались, он им одну историю рассказывал: якобы он профсоюз создает, ратует за идеи коллектива. А потом, когда выяснилось, что ратует он только за себя, все поняли, что их используют...

Вчера же мы дозвонились до авиационного транспортного прокурора Алматы Николая ЕМА. Он подтвердил проведение проверки, связанной с коллективным обращением бортпроводников в ФНБ “Самрук-Казына”, однако заявил: прокуратура не располагает ни одним фактом давления руководством “Эйр Астаны” на своих работников, решившихся нажаловаться в столичные кабинеты.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть