Под колпаком у ФНБ
Стюардам национального авиаперевозчика пообещали небо в алмазах
Около двухсот недовольных бортпроводников “Эйр Астаны” нажаловались на своего работодателя. Да не кому-нибудь, а самим хозяевам нацперевозчика - фонду национального благосостояния (ФНБ) “Самрук - Казына” и британской компании BAE Systems. 5 января в ФНБ по этому поводу прошел разбор полетов, руководству “Эйр Астаны” дали конкретные указания, чтобы исправить ситуацию.
В своем коллективном обращении стюарды заявляют, что “должностными лицами авиакомпании допускаются многочисленные факты нарушения охраняемых законом прав и интересов работников”. И приводят конкретные примеры. Что же их не устраивает?
Во-первых, низкая зарплата.
Во-вторых, небольшие суточные во время командировок (“около 50 у.е.”).
В-третьих, большая разница в оплате часов налета на внутренних и международных рейсах.
В-четвертых, отсутствие права льготного выхода на пенсию за особо вредные условия труда.
В-пятых, размещение бортпроводников в гостиницах по два человека, что мешает им полноценно отдохнуть после перелета.
В-шестых, многие международные рейсы выполняются экипажем в сокращенном составе.
В-седьмых, отсутствует транспорт для дневной развозки экипажей.
Кроме всего прочего стюарды озабочены классовой солидарностью: их не устраивает, что из авиакомпании увольняют коллег - так, только за последнее время трудовые договоры расторгли с десятью бортпроводниками. Оставшиеся не у дел, кстати, написали индивидуальные “телеги” на работодателя. Один, по его словам, был уволен за то, что в нерабочее время летел в салоне бизнес-класса. Другой утверждает, что его вынудили написать заявление об увольнении из-за украденных у него летных документов. Третий узнал, что его уволили, когда вернулся на работу после медового месяца...
Разбирался с обидами стюардов управляющий директор “Самрук-Казына” Нуржан БАЙДАУЛЕТОВ, вызвав на ковер президента “Эйр Астаны” Питера ФОСТЕРА. Подданному британской короны пришлось отчитываться по каждому пункту жалобы и пойти-таки на некоторые уступки.
Например, г-н Фостер пообещал индексировать зарплату бортпроводников, причем уже в этом году. Г-н Байдаулетов дал понять, что ловит на слове сына туманного Альбиона, и заставил выполнить свое обещание в 2012 году.
Относительно суточных Питер Фостер заявил: на эстафете (когда экипаж, выполнивший рейс, остается в гостинице, а его заменяют отдохнувшие коллеги) пилотам и бортпроводникам платят одинаково; размер суточных во время командировок утвержден советом директоров нацперевозчика (где, между прочим, г-н Байдаулетов председательствует). Последний парировал: авиакомпания не должна допускать, чтобы стюарды на эстафете получали меньше, чем пилоты.
По словам рулевого “Эйр Астаны”, компания пытается решить вопрос с разницей в оплате проводников на внутренних и международных линиях. На что тут же получил недвусмысленное указание: довести это дело до логического завершения, уменьшив эту разницу.
Как это ни удивительно, Питеру Фостеру пришлась по душе идея жалобщиков о льготном пенсионном возрасте за особо вредные условия труда. Однако он заявил: решение этого вопроса в компетенции Министерства труда и соцзащиты. В ответ ему было поручено внести в СК предложения до грядущей осени.
А вот в вопросе организации отдыха стюардов в гостиничных номерах г-да Фостер и Байдаулетов пришли к консенсусу. По словам президента “Эйр Астаны”, бортпроводников и так размещают в 4-5-звездочные отели, и если для каждого снимать одноместные номера, то траты авиакомпании вырастут на 100 процентов и составят 1,8 млн. долларов. Представитель СК, что называется, проникся этой цифрой…
По поводу уволенных бортпроводников г-н Байдаулетов однозначно заявил: еще раз проверить законность их увольнения и доложить об этом в СК до 20 января.
Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ, Алматы
Когда номер был готов к печати
Мы получили электронное письмо от отдела по связям с общественностью “Эйр Астаны”. Помимо прочего нам прислали копию коллективного обращения 144 бортпроводников авиакомпании в Алматинскую авиационную транспортную прокуратуру. Они сообщают, что первоначально подписывали совсем другой вариант письма (а не тот, который попал в “Самрук-Казына”), в котором не было ни слова об уволенных сотрудниках. Речь шла только о зарплатах, суточных, гостиницах и развозке. Бортпроводники утверждают: подписать заявление их уговорил коллега, которого уволили из авиакомпании и который сейчас судится с бывшим работодателем.
Кроме того, отдел по связям с общественностью уведомляет: бортпроводник З., который инициировал письмо коллег, был уволен за прогул. А прогулял он потому, что его задержали, а потом и выдворили из Турции. “По информации, полученной от наших юристов в Стамбуле, в отношении господина З. возбуждено уголовное дело за контрабанду сигарет, слушание которого состоится 27 февраля 2012 года, - сообщает нам “Эйр Астана”. - Прокуратурой Турецкой Республики был составлен обвинительный акт... (в котором. - Ред.) отмечается, что в багаже господина З. были найдены сигареты, провезенные сверх положенной нормы...”.
Мы связались с этим стюардом. Он утверждает, что в Турции проводил свой положенный выходной - поехал на свадьбу к знакомым. И задержали его, вроде бы, не за сигареты, а за коньяк и казы, которые он привез по просьбе приятелей.
Редакция будет следить за развитием ситуации.