8817

Кто отольёт Казахстану?

В последние несколько месяцев в стране сложился дефицит авиационного топлива. Аэропорты Казахстана уже ограничивают заправку самолетов, а авиационный керосин резко подорожал. По этому поводу Министерство транспорта и коммуникаций уже собирало несколько срочных заседаний.

Нехватку топлива казахстанские аэропорты стали испытывать еще в ноябре 2011 года. Дефицит вызвал резкое удорожание. Если прежде тонна керосина обходилась авиакомпаниям по цене около 1 тыс. долларов, то уже в конце ноября его стоимость взлетела примерно на 180 долларов, в декабре - еще на 150 долларов, потом - еще на столько же. Таким образом, сейчас перевозчики вынуждены платить за тонну керосина около 1500 долларов, или на 50 процентов больше, чем еще три месяца назад.
По этому поводу 6 января министр транспорта и коммуникаций Берик КАМАЛИЕВ провел срочное совещание. Как сказано на официальном сайте Минтранс­кома, на 6 января остаток топлива в аэропортах Казахстана составил 30,7 тыс. тонн, из них у “Эйр Астаны” - 7,4 тыс. тонн, у авиакомпании “Скат” - 96 тонн. При этом, как сообщили нам эксперты в области гражданской авиации, ежегодная потребность Казахстана в авиакеросине - 500-600 тыс. тонн, или как минимум 1300 тонн в сутки. Соответственно на 6 января авиатоплива в стране в среднем оставалось менее чем на 1 месяц.
По мнению наших экспертов, есть две основные причины сложившегося дефицита. Во-первых, снизили поставку керосина отечественные НПЗ. При этом ранее они обеспечивали потребности казахстанского рынка примерно на 60 процентов. Остальные 40 процентов почти полностью покрывали российские поставщики. Однако, как известно, осенью 2011 года в России назрел собственный дефицит керосина. А потому северный сосед практически перестал продавать авиатопливо Казахстану. И это стало второй причиной нехватки керосина в нашей стране.
Дело дошло до того, что сейчас отечественные аэропорты вынуждены приобретать топливо у стран, далеких от нашей границы. Так, ныне самолеты в Казахстане уже заправляют горючим из Белоруссии и Эстонии.

Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, еще 21 и 26 декабря 2011 года были проведены совещания с участием представителей Минтранскома, Министерства нефти и газа, АО “НК “КазМунайГаз”, аэропортов, авиакомпаний. В итоге “КазМунайГазу” поручили распределить дополнительно изысканные 12 тыс. тонн авиакеросина между “Эйр Астаной” и “Скатом”.
Мы дозвонились до председателя комитета гражданской авиации Бекена СЕЙДАХМЕТОВА.

- Бекен Канелович, почему сложился дефицит?
- Казахстанские заводы по плану не выработали около 50 тыс. тонн в 2011 году. В связи с этим в конце года и сложился дефицит.

- Говорят, и в России невозможно стало покупать топливо.
- Все время так было: казах­станские заводы не вырабатывали требуемое количество, недостающее топливо наши компании покупали в России. Теперь Россия вводит квоты (на экспорт топлива. - В. Б.). Миннефти (Казахстана. - В. Б.) этим вопросом занимается - сейчас начало года, переговорный процесс идет, решение вопроса еще впереди.
А с наших заводов сейчас поставки идут… Можно сказать, ситуация выпрямилась.

- Почему авиатопливо подорожало?
- Я не могу сказать, почему.

- С наших заводов керосин тоже идет по завышенной стоимости?
- Да. Из России уже керосин идет дорогой и с казахстанских заводов тоже вроде. У нас цена ниже, чем в России, но все равно она приличная.

Вчера же мы поинтересовались, какая обстановка с топливом в двух крупнейших аэропортах страны - Алматинском и Астанинском. В воздушной гавани южной столицы нам сообщили: в ближайшие несколько недель пассажирам можно не волноваться - топливо здесь закупили, правда, по очень высокой цене.
Связались мы и с президентом аэропорта Астаны Кайратом ЖАУХАНОВЫМ. Он сообщил, что и в воздушной гавани столицы с обеспечением авиатопливом “очень кисло”. Дошло до того, что аэропорт ввел ограничения на заправку некоторых самолетов: заливает в крыло керосина столько, чтобы лайнер долетел до ближайшего неказахстанского города, где нет дефицита.
- Если самолет летит до Турции, заправляем его только до Баку, - говорит Кайрат Жауханов. - Там он вынужден садиться на дозаправку.

- Вы тоже покупаете топливо втридорога?
- Да.

- Вам объяснили, почему сложился дефицит керосина?
- Нет. Я слышал, что якобы топливо недопоставили наши заводы.

Как сообщил Кайрат Кенесбекович, ограничение на заправку в столичном аэропорту действует уже целый месяц!
Естественно, удорожание авиакеросина не может не сказаться на цене авиабилета для каждого пассажира, вылетающего из Казахстана. А потому, если ситуация не исправится, авиапассажирам придется платить за билеты совсем другую цену…

Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть