Его зовёт кожа
Занятные книги лежат в мастерской Сергея НЕСКРОМНОГО (на снимке): “Иллюстрированная хроника войны”, 1877 г., “Новый способ лечения”, 1896 г., “Путешествие наследника цесаревича на Восток”, 1897 год... И все в шикарных самодельных кожаных переплетах с объемными гравировками - так, видимо, выглядели старинные книги в средневековой Европе, когда их брали в руки монахи в церковных библиотеках. Заказывают Сергею не только такие переплеты, еще он делает статусные коробки под драгоценности или фамильные реликвии, ремни, сумки... В общем, все, что можно сделать из кожи.
Начинал Сергей не с кожи, а с бумаги ручного литья по старинной технологии. Было много экспериментов: мастер изготавливал бумагу из дерева, коры, листвы, травы, стебельков одуванчиков, собственноручно выращенного льна - разве что из конопли не делал. Новая бумага неожиданно стала пользоваться популярностью, люди начали заказывать из нее альбомы, ежедневники, меню для ресторанов и прочую эксклюзивную продукцию.
А потом к Нескромному пришел человек и попросил сделать книжный блок из ручной бумаги. Попросил, а сам пошел искать переплетную мастерскую, где можно сделать кожаный переплет в единственном экземпляре. Не нашел. Пришлось Сергею, зная предмет только в теории, переплетать в кожу самому. Клиент остался доволен. После этого душа Нескромного потянулась к коже как к более долговечному и емкому материалу.
- Объединяет эти два ремесла то, что обе древние технологии были в ходу, когда понятия тиража не существовало, книга делалась в единственном экземпляре и стоила невероятных денег, - говорит Сергей. - Позволить себе иметь книгу могли только очень богатые люди, и выглядеть она должна была соответственно своей цене. Потом в процессе развития технологий и борьбе за доступность книги подрастерялась и ее красота. А тех вещей, что я делаю, хватает не только на одну человеческую жизнь, но еще и детям в наследство остается! Если специально не колотить по коже молотком и не скрести напильником, ее хватит на очень долгий срок.
- Кожу где берете, отечественное животноводство доставляет вам материал?
- Не доставляет. Есть один завод в Семее, но он сейчас стоит. Кожу в основном использую китайскую, иногда турецкую, но она похуже качеством. Все шкуры - коровьи, халалные, мне ведь довольно часто делают заказы на переплеты или футляры для старинных изданий Корана. Однажды я даже делал коробку и кожаные рамочки для пергаментных листов с сурами священной книги мусульман. Мне антиквар показал, ну я их взял руками, а он говорит: “Так нельзя, им же тысяча лет!”. Оказывается, до них только в специальных перчатках можно дотрагиваться.
- Говорят, к вам наша элита частенько за подарками друг другу заходит.
- Бывают и такие заказы. Вот сейчас в связи с 20-летием независимости очень много заказывали. Причем сроки минимальные, я почти не спал накануне, нам на шесть больших коробок дали всего пять суток!
- Мандража не бывает, когда первому лицу государства подарок изготавливаете, такое ведь нередко бывает? Ну вдруг кожа отклеится или рисунок неровно ляжет - расстроится человек!
- Стараюсь делать так, чтобы не было стыдно за свою работу. И вообще, с каждой новой работой учусь чему-то новому. Разрабатываю свои технологии, изучаю старинные приемы. Придумываю свой стиль орнамента под названием “казахское барокко”. Людям очень нравится. В ближайших планах - за седло взяться основательно и сундук казахский сделать. Такой, какой никто не делал до меня.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы