18456

Лейла АЛЬПИЕВА, балерина: Казахстанцы, живущие за рубежом, больше патриоты, чем на родине

Новый год несет большие перемены в жизни самой яркой звезды отечественного балета, заслуженной артистки Казахстана Лейлы АЛЬПИЕВОЙ. В этом году она покидает Театр оперы и балета им. Абая (ГАТОБ), в котором проработала 17 лет, и, кажется, совсем уходит со сцены.

Наша газета уже сообщала, что Лейла Альпиева несколько лет назад вышла замуж за англичанина по имени Мартин, переехала жить в Лондон и с тех пор лишь изредка приезжала в Казахстан, чтобы выступить на сцене родного ГАТОБ. О переменах в своей жизни артистка рассказала в эксклюзивном интервью нашему корреспонденту.

- Лейла, чем нынче вы занимаетесь?
- Сейчас я работаю в Гонконге - мы пере-ехали сюда с мужем и двумя сыновьями полгода назад. Преподаю в большой балетной школе - у нас 2 тысячи учеников.

- Это профессиональная школа?
- Хореографические училища, как в странах бывшего СССР, есть только в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу. В Гонконге все балетные школы частные. Здесь много талантливых детей, очень сильная труппа, много иностранцев.

- У вас нет проблем с языком?
- Гонконг - бывшая английская колония, тут очень многие говорят по-английски. Но даже если что-то я не могу объяснить ученикам - показываю движения. Со временем, когда мне будет лет пятьдесят, и я не смогу показывать что-то сама, я, может, выучу китайский язык.

- То есть вы планируете остаться в Гонконге?
- Да, нам здесь очень нравится. Мой муж вообще очень любит Азию и не жалует Англию. Здесь дают хорошее образование, и я абсолютно уверена в будущем обоих сыновей. Моему младшему - Марату - недавно исполнилось три года. Завтра у него экзамены в детском саду. Тут очень серьезно относятся к образованию. Переезд в Гонконг, конечно, был связан с супругом - он поменял работу.

- Лейла, гражданство какой страны у вас сейчас?
- Казахстана.

- А как часто бываете на родине?
- Уже не часто - раз в год. Теперь вот приеду в мае, когда исполнится год со дня смерти моей бабушки.

- Когда в последний раз вы выходили на сцену?
- В августе, в Гонконге. В нашей школе ставили спектакль “Белоснежка и семь гномов”. И на сцене я была, так скажем, играющим тренером. Ставила часть хореографии для себя и готовила для выступления некоторых девочек.

- Гонконгский зритель отличается от нашего?
- Да. Им может очень нравиться балет, но они не привыкли это демонстрировать. В отличие от наших, здесь зрители не будут свистеть, хлопать, бросать на сцену цветы. Они сдержанны. И в их балете не хватает души. Кстати, из-за недостатка эмоций тяжело и со студентами.
А вообще мне здесь нравится. Причем с каждым днем все больше и больше. Быт нравится, условия, в которых работаю.

- И, наверное, зарплата? В нашем ГАТОБ, по словам артистов, большие таланты получают 75 тыс. тенге в месяц. Попробуй проживи на эти деньги.
- Да и я, когда работала солисткой, получала столько же. В театре ничего не изменилось. И, судя по всему, еще не скоро изменится.

- В театре вообще сейчас много проблем. Артисты жалуются министру культуры, пишут письма президенту, требуя уволить руководство. При этом ГАТОБ покинули многие ведущие танцоры, которые теперь трудятся за границей. Местные кадры перестали ставить балетные постановки. В общем, наш балет уже совсем не тот…
- В нашем театре, к сожалению, всегда были группировки, борьба за власть имела место и при мне. Считаю, чтобы решить проблемы, в театре надо поменять руководящий состав.

- Может, нанять менеджеров из заграницы? Ведь крупные компании приглашают иностранных специалистов…
- Абсолютно с вами согласна. Но сможет ли театр себе это позволить? Год назад я предлагала взять в ГАТОБ прекрасную балерину из Австралии - на тот момент хороших танцовщиц в театре было одна-две. Мне было сказано: нет денег. А вы говорите про менеджмент. Хотя… у руководителей совсем другие зарплаты. Можно было бы “поделиться”, чтобы пригласить хотя бы специалистов из Москвы.

- Деньги в Казахстане есть. Вот недавно целого Тони БЛЭРА в советники наняли. Главное, сможет ли иностранец исправить ситуацию?
- Приход человека извне не даст никакой гарантии. Но нанятый менеджер придет со свежей головой и будет далек от местных театральных интриг.

- Лейла, слышал, что этой весной вы хотите дать в ГАТОБ прощальный концерт.
- Мы посоветовались с мужем, и я уже передумала. Чтобы сделать творческий вечер или станцевать последний спектакль, нужно полтора месяца быть в Алматы. У меня нет этого времени - в Гонконге много работы. Я приеду в Алматы максимум на две недели, попрощаюсь с театром и все…

- Но не на сцене?
- Нет, попрощаюсь, написав заявление об увольнении (смеется. - В.Б.). У меня был декретный отпуск - три года. Сейчас он закончился. И я просто хочу сказать всем: “До свидания!”

- Неужели нет желания последний раз выйти на сцену, чтобы закончить танцевальную карьеру красиво?
- Я не знаю, какая обстановка будет в театре весной, кто здесь будет директором. Я сейчас так хорошо себя чувствую, что не хочу портить нервы. Нужно ходить, выпрашивать... У меня нет желания это делать. Ничего страшного, переживу.

- В Гонконге вы не намерены танцевать?
- Нет. Уходить нужно вовремя. Балет - это искусство молодых. Я никогда не собиралась танцевать, когда стану старше 40 лет. А в этом году будет 20 лет моего балетного стажа. При прежних правилах уже вышла бы на пенсию. Но в нашей стране отменили льготный пенсионный возраст для артистов балета.

- А сны о том, как выходите на сцену, не тревожат?
- Бывает. Снится, как я опаздываю на спектакль “Дон Кихот”. Вот уже балет начался, уже мой выход на сцену, а я еще пуанты не надела…

- Балет наложил отпечаток на образ жизни?
- Конечно. Я, как и раньше, ложусь спать рано, в 9 часов. Как и прежде, не хожу в ночные клубы. Я такая же дисциплинированная, какой была всегда. И, кстати, также много требую от учеников, я - жесткий педагог.

- Хотели бы вы, чтобы будущее ваших детей было связано с балетом?
- Ни-за-что! Это очень тяжелая профессия, и в Казахстане она не оплачивается по достоинству. 500 долларов - смешная зарплата. Отдать ребенка в хореографическое училище - обеспечить ему тяжелое будущее.

- Лейла, скажите честно: вас совсем не тянет на родину?
- В Алматы живет моя любимая тетя, другие родственники. Мне их, конечно, не хватает. Поэтому раз в год я буду приезжать в Казахстан. Но моя семья, любимый муж, сыновья здесь. А мне хорошо там, где они.

- А если бы вас пригласили работать в Казахстан с молодыми артистами?
- Не знаю, смогут ли мне в Казахстане платить столько, сколько я зарабатываю. Впрочем, зарплата не главное: чтобы работать в Казахстане, нужно перевозить семью, а это - нереально.

- В Казахстане скоро выборы. Вы пойдете голосовать в посольство?
- Не пойду. Просто не знаю, за кого отдать голос. Я далека от политики. Хотя за новостями в стране слежу, каждый выпуск вашей газеты читаю в Интернете. Последние события в Жанаозене сильно расстроили. Мне не безразлично, что происходит в Казахстане. Вообще, казахстанцы, живущие за границей, на мой взгляд, больше патриоты, чем те, что на родине.

- Значит, вы абсолютно ни о чем не жалеете?
- Каждый день я говорю себе: слава богу, что все случилось именно так! Я так рада, что все поменялось. В последнее время жизнь в Казахстане была тяжелой. 17 лет я работала в ГАТОБ. Каждый день там - одно и то же. Мне надоело однообразие, опостылела одна и та же зарплата, гастролей не было, за границу театр почти не выезжал. А когда я переехала, открылось столько возможностей, другие люди появились вокруг! Я - счастливый человек. Рада, что встретила Мартина, что востребована здесь, что мне, наконец, платят столько, сколько я заслуживаю. И это - через 20 лет после того, как я занялась балетом.

Виктор БУРДИН, фото из архива Лейлы АЛЬПИЕВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть