11067

Наедине с бедой

Еще год назад радость и счастье царили в большой и дружной семье Турехановых. Центром вселенной для Шухрата ТУРЕХАНОВА и его пяти дочерей была жена и мать Дильбар. Сегодня их большой дом кажется пустым.

В тот день, 16 сентября 2010 года, Мавлюда ТУРЕХАНОВА встала позже, чем обычно, в школу можно было не идти - родители отпросили. Девушке хотелось понежиться в кровати подольше. Однако звонкий смех матери, раздававшийся с кухни, мгновенно прогнал остатки сна, и Мавлюда поспешила присоединиться к утреннему застолью. Все обсуждали вчерашний праздничный вечер по случаю юбилея отца Мавлюды - Шухрата. Позавтракав, глава семейства отправился по делам, а мама и девочки принялись наводить порядок в доме и во дворе после тоя. К полудню они уже управились, лишь Дильбар продолжала мести двор.
- Это случилось в 12.30. Я хотела маму позвать обедать, и тут послышался треск, а после мамин крик, - вспоминает девушка. - Все выскочили во двор. Мама лежала на земле и билась в конвульсиях, рядом валялся оборванный электрический провод.
Мавлюда замолкает, и больше из нее не удается вытянуть ни слова. Разговор продолжает ее тетя Зулейха ТУРЕХАНОВА.
- Дильбар недолго колотило, потом она замерла, и запахло гарью, - рассказывает Зулейха. - Двоюродная сестра Шоира попыталась помочь бедняжке, но как только она приблизилась к Дильбар на несколько шагов - ее отбросило.
За тем, как умирает женщина, наблюдали ее дети, родственники и соседи, сбежавшиеся на крик. Кто-то бросился за электриком, чтобы тот обесточил провод. Позвонили в “скорую” и полицию. Врачи и полицейские прибыли только через час, однако приблизиться к Дильбар не смогли и присоединились к толпе зевак. Электрика нашли в половине третьего. Он выключил рубильник, а врачи констатировали смерть женщины.
- На следующий день были похороны, - вспоминает Шухрат. - Я подал заявление в полицию, чтобы они определили виновных и наказали их.
По рассказам очевидцев вдовец восстановил картину гибели супруги. Провод, который тянулся через весь двор Турехановых от электрического столба к трансформаторной будке, по не установленной до сих пор причине оборвался и упал на Дильбар. Разряд мощностью в 10 тысяч вольт насквозь прошил ее тело.

В первые же дни после трагедии к Шухрату пришли главный инженер кентауского участка ТОО “Онтустик Жарык Транзит” Исабек САМЕНОВ и его коллега Курбанали КУЛЬБАЕВ. Энергетики написали расписку, в которой пообещали материально поддержать семью Турехановых.
- Взамен они попросили, чтобы я забрал заявление из полиции, - вспоминает Шухрат. - Я это сделал, а еще по их настоянию написал расписку, что не имею претензий. Дело закрыли. Я верил в их обещания, да и, сказать честно, был не в том состоянии, чтобы все ходы просчитывать. Ни о сумме, ни об условиях выплаты не договаривались. Они дали мне частями 403 тысячи тенге, а когда поняли, что им ничего не грозит, - отвернулись...
Шухрат говорит, что ходить с протянутой рукой ему стыдно. Ведь всю сознательную жизнь он вкалывал как вол. Последние годы работал на стройках Астаны, Алматы. Зарабатывал прилично. Дильбар тоже вносила посильную лепту в семейный бюджет, продавая на местном рынке урожай со своего огорода.
- Мы не бедствовали. Не то, что сейчас, - говорит Шухрат. - После смерти Дильбар я даже из дома выйти не могу. Едва справляюсь один с пятью детьми, на работу не могу выйти. Нянчусь с ними. Самой младшей дочери - три года. На старшую надеялся, что она за малышами присмотрит, а она после того, как мать на ее глазах погибла, в такую депрессию впала, что уже пару раз пыталась вены себе вскрыть. Еле спас. Соседи говорят: женись и заживешь, как прежде. Но разве мачеха заменит родную мать моим девочкам? Да и кому я нужен с таким приданым? От меня даже старые девы шарахаются.
Шухрат обратился к энергетикам с просьбой о материальной помощи, но те не только отказали, но еще и отчитали его как мальчишку. Вот цитата из письма вдовцу, подписанного главным инженером кентауского участка ТОО “Онтустик Жарык Транзит” Исабеком Саменовым: “Что будет, если каждый горожанин, оказавшийся в подобной ситуации, будет требовать деньги?”
Многодетный отец обратился к прокурору Кентау Оразалы АБДРАМАНОВУ, вновь было возбуждено уголовное дело. Однако Туреханова ждало разочарование. Было установлено, что трансформаторная будка и провод-убийца ни на чьем балансе не числятся, а раз спросить не с кого, то и делу конец...
Последнюю надежду отец-одиночка возлагал на суд. В своем иске к энергетикам он потребовал за смерть супруги 20 миллионов тенге.
- На самом деле я понимал, что таких денег никто мне не даст, - объясняет Шухрат. - Но в народе говорят: проси верблюда - получишь коня. Хотя никакие миллионы не способны заменить детям мать, а мне - жену.
Ни верблюда, ни коня, ни даже веревку от них Шухрат не получил. В споре овдовевшего мужчины с энергетиками судья Аль-Фарабийского райсуда Шымкента Мадияр АБРАСИЛОВ взял сторону монополистов. Не помогла Туреханову и апелляция.
- Данная линия электропередачи не находится на нашем балансе, она бесхозная, - твердит коммерческий директор ТОО “Онтустик Жарык Транзит” Даулет ИБРАЕВ. - У нас очень много бесхозных сетей. Для нас самый лучший вариант - прекратить подачу электроэнергии по таким сетям, но это повлечет большое социальное напряжение. Все, что мы можем, - просить местные власти забрать эти сети себе на баланс. А дальше они сами решат, как с ними поступать: нам передать или продать другим собственникам.

Тем временем аким Кентау Нуржигит КАЛМУРЗАЕВ заявляет, что энергетики зря пытаются свалить решение проблемы с больной головы на здоровую, открещиваясь от ответственности.
- Они же транспортируют электроэнергию по этим сетям и трансформаторам, - говорит Нуржигит Нурпеисович. - Раз транспортируют их, используют - значит, должны отвечать. Монополисты должны были смотреть за этими сетями, ремонтировать, чтобы не допустить той трагедии, что произошла, а раз это случилось - пусть отвечают.
Между прочим, именно так поступили коммунальщики в истории с маленьким туркестанцем, который весной прошлого года забрался в бесхозную трансформаторную будку и получил удар током такой силы, что обе руки пришлось ампутировать (см. “Чужая беда”, “Время” от 21.7.2011г.). Тогда ТОО “Онтустик Жарык Транзит”, подписав мировое соглашение с пострадавшими, выплатило семье ребенка 4 миллиона тенге.
- Им повезло, если так можно сказать, - горько шутит Шухрат. - За них стеной встал прокурор Туркестана, а мне, простому работяге, кто поможет?

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, zaure_mir@mail.ru, фото автора, Южно-Казахстанская область

Поделиться
Класснуть