10575

Бакытжан ЖУМАГУЛОВ, министр образования и науки: У нас всё под контролем!

Министр образования и науки РК Бакытжан ЖУМАГУЛОВ (на снимке) прокомментировал результаты комплексной прокурорской проверки деятельности своего ведомства за 2008-2010 годы, в ходе которой было выявлено нецелевое и неэффективное использование 8 млрд. тенге (см. “Плоды просвещения”, “Время” от 13.9.2011 г.).

Напомним, еще 18 июля генеральный прокурор Асхат ДАУЛБАЕВ в своем представлении на имя премьер-министра Карима МАСИМОВА указал на вопиющие нарушения законности в Минобре, которые обернулись неэффективным использованием многомиллиардных средств и прямым ущербом для госбюджета. Мы обратились к главе МОН Бакытжану Жумагулову с просьбой прокомментировать скандальные факты.

- Бакытжан Турсынович, в представлении указано: по результатам проверки возбуждено и расследуется 5 уголовных дел по фактам хищения бюджетных средств. В отношении кого конкретно они возбуждены? Есть ли среди этих долж­ностных лиц непосредственно работники центрального аппарата МОН РК? О каких суммах идет речь?
- Из пяти уголовных дел четыре возбуждены на сотрудников местных исполнительных органов и предприятий и одно - в отношении бывших работников аппарата министерства и подведомственных организаций. В частности, в Тюлькубасском районе ЮКО - на бывшего начальника райотдела строительства и архитектуры А. ТУЛЕБЕРГЕНОВА и директора ТОО “Сымбат Строй Проект” И. АЖАГАЛИЕВА, которые нанесли ущерб в размере 1,7 млн. тенге. В Аральском районе Кызылординской области возбуждено два уголовных дела: первое - в отношении главного бухгалтера районного отдела образования К. ИЛЬЯСОВОЙ, второе - против бывшего директора ГККП “Детский сад “Мерей” К. ИБЕРГЕНОВОЙ и бухгалтера этого же детсада С. ШЫНЫБЕКОВОЙ. Общая сумма ущерба составила 6,7 млн. тенге. В Бокейординском районе ЗКО уголовное дело возбуждено против сотрудника райотдела строительства Т. АЙТЖАНОВА, нанесшего ущерб в 11,7 млн. тенге.
Разумеется, в регионах проводится работа по возмещению нанесенного ущерба.
Что же касается министерства, то в 2010 году возбуждено и расследовано уголовное дело в отношении нескольких лиц по фактам использования бюджетных средств, выделенных на строительство школы-интерната в Караганде. В частности, виновными признаны бывший директор ТОО “Дирекция строящихся объектов образования и науки Республики Казахстан” К.И. ДИСАЛИЕВ, бывший работник министерства Т.К. АЛДАЖАРОВ и директор ТОО “СТРОительная Компания” К. ПЧЕЛКОВ. Нанесенный ими ущерб государству оценивается в 345 млн. тенге, и в настоящее время через судебные органы министерство ведет работу по возвращению средств в доход бюджета.
В данный момент из прежнего состава руководства министерства периода 2005-2010 годов работает только вице-министр М.Н. САРЫБЕКОВ.

- Какие конкретно меры приняты МОН РК для устранения нарушений, выявленных Генеральной прокуратурой?
- По моему приказу была соз­дана комиссия по проведению комплекс­ного служебного расследования по выполнению Гос­программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. Естественно, одной из главных целей работы комиссии является выработка конкретных мер по устранению причин и условий, способствующих нарушениям законности. В первую очередь речь идет о механизмах реализации Госпрограммы развития образования. Что конкретно мы уже сделали?
Во-первых, образована респуб­ликанская комиссия по экспертной оценке учебников и учебно-методических комплексов для школ. В ее состав включены независимые эксперты, депутаты парламента, представители НПО.
Во-вторых, усилена межведомственная и межотраслевая координация в центре и в регионах страны. Еще в июле с этой целью была создана межведомственная комиссия по контролю качества и соблюдения сроков строительства объектов образования, которая собирается каждый месяц в селекторном режиме для оперативного решения текущих вопросов.
В-третьих, мы приступили к формированию централизованной вертикали контроля качества образования на всех его уровнях вне зависимости от территориальной или республиканской подчиненности организаций образования.
В-четвертых, сформирован целый ряд новых механизмов, повышающих прозрачность и эффективность расходования бюджетных средств. Например, формируются попечительские и наблюдательные советы в школах и вузах.
В-пятых, для системного мониторинга и оперативной выработки рекомендаций по выполнению Госпрограммы развития образования на 2011-2020 годы создан информационно-аналитический центр.
В-шестых, для усиления общественного контроля за всеми процессами в образовании создается республиканский совет по связям с общественностью с участием депутатов парламента, родительской общественности, НПО, СМИ и педагогического сообщества.

- Кто из работников центрального аппарата министерства понес ответственность за допущенные нарушения? Какого характера эта ответственность?
- Кроме того, что мы провели структурно-кадровую реорганизацию в министерстве, несколько человек понесли дисциплинарную ответственность. А именно: от занимаемых должностей освобождены два директора департаментов, троим объявлены выговоры и замечания, одному - предупреждение о неполном служебном соответствии. Кроме того, мы рекомендовали акиматам на мес­тах привлечь к дисциплинарной ответственности 25 должностных лиц областных и районных отделов образования.

- Действительно ли эпизод с нецелевым использованием 4,5 млрд. тенге, выделенных на разработку ГОСО 12-летней сис­темы образования, в данный момент расследуется органами финансовой полиции с возможным привлечением к уголовной ответственности бывших сотрудников и руководителей РНПЦ проблем 12-летнего образования и Национальной академии образования им. Алтынсарина?
- Для начала хотел бы пояснить, какие суммы и куда были потрачены. Во-первых, те 4,5 млрд. тенге, о которых вы говорите, регламентированы бюджетным законодательством. Во-вторых, все расходы в период с 2005 по 2007 год, указанные в представлении Генеральной прокуратуры, были использованы по целевому назначению. В частности: 2,8 млрд. тенге были направлены целевыми трансфертами в местные бюджеты областей на покупку и пополнение художественной литературой школьных библиотек; 1,4 млрд. - на научно-методическое обеспечение действующей 11-летней школы, разработку учебников, обеспечение ими рес­публиканских школ и казахской диаспоры за рубежом; 333 млн. тенге направлены на мероприятия по переходу на 12-летнее обу­чение.
Представление о неэффективности использования средств, выделенных на переход к 12-летнему обучению, базируется на том, что, цитирую, “не достигнут прямой и конечный результат в виде введенных в действие стандартов и учебных программ”. Этого действительно пока нет, поскольку само 12-летнее обучение еще не введено, так как его старт планируется на 2014 год, а завершение перехода - к 2020 году. И основная причина задержки - недостаточная материальная и кадровая база, поэтому в ближайшие годы предстоит построить более 500 новых школ и переподготовить свыше 100 тысяч учителей.
Пока же идет научно-исследовательский процесс разработки ГОСО и программ по двум главным направлениям: созданию наи­более эффективных стандартов и экспериментальная апробация новых программ в 104 школах республики. По результатам апробации происходит совершенствование проектов ГОСО и программ.
Как показывает мировой опыт, реализация подобных проектов с кардинальным пересмотром структуры и содержания средней школы требует как минимум десятилетия. И судить об эффективности использования вложенных средств можно будет только по достижении конечного результата, когда все казахстанские школьники будут учиться в 12-летней школе.
Что же касается финансовой полиции, то в августе мы действительно подробно разъяснили и представили в АБЭКП документы по поводу расходования средств, предусмотренных на переход на 12-летнее среднее образование. Я не располагаю информацией, возбуждались ли затем уголовные дела или нет. Кстати, сейчас мы проводим ревизию работы Нацио­нальной академии образования им. Алтынсарина. В наших интересах сделать образовательный процесс максимально прозрачным и эффективным.

Александра АЛЁХОВА, фото предоставлено МОН РК, Алматы

От редакции Как нам сообщили в республиканской финансовой полиции, с 2005 по 2010 год по фактам нецелевого использования бюджетных средств АО “Национальная академия образования им. Алтынсарина” уголовные дела не возбуждались. Между тем мы безрезультатно ждем ответа на запрос, направленный нами в Генеральную прокуратуру. Вместо того чтобы ответить, в надзорном органе нам устроили встречный допрос: потребовали предоставить копию того самого представления генпрокурора, а также сообщить источник этой информации. Господа прокуроры, вы всегда “берете на понт”, если вам нечего ответить?

Поделиться
Класснуть

Свежее