18441

О чём молчат силовики

Жармахан ТУЯКБАЙ, экс-генпрокурор и председатель ГСК:
Причины разборок уходят вглубь

С момента публикации материала “Ставка больше чем жизнь” (см. “Время” от 22.9.2011 г.) нашего корреспондента Геннадия БЕНДИЦКОГО прошла неделя. Однако до сих пор никто из представителей силовых ведомств страны публично не отреагировал на факты, приведенные в статье.

Напомним, что агент финпола Саныч вошел в тесные и доверительные отношения с верхушкой хоргосской преступной группировки, которая в апреле 2011 года была разоблачена. Именно Саныч стал главным свидетелем по этому делу.
Далее в заявлении Саныча на имя генпрокурора говорится о том, что в августе 2011 года он был похищен. Его избивали, запугивали, требуя отказаться от своих показаний. Когда Саныч согласился сотрудничать, ему подготовили “шпаргалку” - что и как он теперь должен говорить, очерняя финполицию.
Позже Саныча привезли в Астану - в здание КНБ, где человек по имени Муратша (тезка руководителя аппарата председателя КНБ Муратши ШАЛГИМБАЕВА) проверил, правильно ли Саныч выучил новую “роль”. Позже его отвели к зампреду КНБ Госману АМРИНУ, который уговаривал Саныча не водить дружбу с финполом.
Мы сразу оговорились: газета не берется утверждать, что все было именно так. Однако Саныч все случившееся с ним подробно описал в своем заявлении генпрокурору Асхату ДАУЛБАЕВУ. А такими вещами, понятное дело, не шутят...
Надо сказать, эта публикация породила немало домыслов не только в головах читателей, но и на страницах прессы. Сразу несколько республиканских изданий на этой неделе задались глубокомысленным вопросом: что бы это значило? Недостатка в различных версиях - вплоть до конспирологических - не было. К примеру, на одном интернет-портале на голубом глазу утверждали, что Бендицкий писал эту статью чуть ли не по личному поручению... руководства администрации президента!
Впрочем, суть не в этом. А в том, что за неделю, прошедшую с момента выхода в свет материала “Ставка больше чем жизнь”, ни одно из упомянутых в нем силовых ведомств (Генпрокуратура, КНБ, финпол) не сделало публичного заявления. Молчали и “герои” статьи.
После некоторых раздумий мы решили сами позвонить одному из них.
- Не буду разговаривать. Через пресс-службу (обращайтесь. - Ред.), - сказал нам по телефону зампред КНБ Госман Амрин.
А ведь мы всего-то и хотели - получить от Госмана Каримовича ответы на несколько вопросов.
Вопрос первый. Почему вы никак публично не прокомментировали публикацию в газете “Время”?
Вопрос второй. Зачем вообще вы встречались с агентом финпола, внедренным в хоргосскую преступную группировку, тем более в стенах КНБ, как тот утверждает в своем заявлении в генпрокуратуру.
Вопрос третий. По своей ли инициативе вы встречались с ним или по указанию сверху? И понимали ли вы как опытный финансист, привыкший просчитывать все ходы, что можете банально подставиться?

Мы последовали совету г-на Амрина и… целый день пытались дозвониться до пресс-секретаря КНБ Кенжебулата БЕКНАЗАРОВА: после пары длинных гудков его мобильный телефон постоянно передавал сигнал “занято”, а городской молчал. Не брали трубку и коллеги г-на Бекназарова из пресс-службы.
С пресс-службами Генпрокуратуры и Агентства финполиции пообщаться удалось, но не слишком продуктивно. Так, пресс-секретарь и помощник генерального прокурора Гульнара БЕКТУРОВА сказала нам:
- Вы же знаете наш порядок - вам надо будет сформулировать запрос по этой публикации на имя генпрокурора, прислать его на факс и, наверное, получите информацию.
Похожий ответ мы услышали и от официального представителя республиканского финпола Мурата ЖУМАНБАЯ.
- Я читал эту публикацию, - сказал он. - Но там же пишется якобы Генпрокуратура возбудила дело. Вы к ним не обращались?

- Обращались.
- Можете те письменные запросы и нам отправить?

- То есть вам нужен письменный запрос?
- Да.

После такого единодушия госорганов мы решили дозвониться до бывших высокопоставленных сотрудников силовых ведомств, чтобы узнать их мнение о происходящем. Но оказалось, что ни бывший председатель КНБ Булат БАЕКЕНОВ, ни экс-министр МВД Каирбек СУЛЕЙМЕНОВ, ни председатель РОО “Ветераны органов КНБ” Турсун АЙЖУЛОВ статью Геннадия Бендицкого, по их словам, не читали…
Более “начитанным” оказался бывший генпрокурор и экс-председатель Государственного следственного комитета Жармахан ТУЯКБАЙ (на снимке).
- Существующая ситуация такова: правоохранительные органы поражены коррупцией. Взаимоотношения, которые установились между ними, взаимные разоблачения - все это следствие того, что органы достаточно коррумпированы, - утверждает он. - И сегодня стоит вопрос: кто выживет в этой борьбе за сферы влияния? Организовывают нападения, потом контрнападения - эта война говорит о нездоровой обстановке внутри правоохранительных органов.
Эта межведомственная война - кто круче, кто сильнее, кто важнее - всегда существовала, но имела какие-то рамки, границы, через которые никто не преступал. Могли только ревновать, но никогда не мешали друг другу раскрывать преступления. Но сегодня эти границы они перешли. Существуют неформальные отношения правоохранительных органов с представителями преступного мира. Это превратилось в практику, норму, и это опасно, поскольку идет сращивание (преступного мира и правоохранителей. - Ред.). И очиститься от этой нечисти будет очень
сложно.

- С чем, по-вашему, связано молчание всех силовых органов?
- Я не исключаю, что в данном случае эти обострившиеся меж-ведомственные противоречия, которые вылились во взаимные разоблачения, пытаются спустить на тормозах. Официально вам могут дать любую информацию - для отписки. Но я думаю, что причины разборок уходят вглубь…

Виктор БУРДИН, Алматы, Тел.: 259-71-96, e-mail: burdin@time.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть