Пётр СВОИК, экономический аналитик: Надо вытаскивать себя за волосы!
Каковы причины топливного кризиса в Казахстане? Почему не первый год подряд часть богатейшего урожая зерна попросту гниет в зернохранилищах, а иногда и под открытым небом? Нужен ли нам Таможенный союз? На эти темы наш корреспондент беседует с экономическим аналитиком Петром СВОИКОМ (на снимке).
- С чем, на ваш взгляд, связан дефицит бензина?
- Переработка нефти и распределение ГСМ по стране объективно монопольны, но правительство устроило псевдоконкуренцию. Все три казахстанские НПЗ между собой не конкурируют - каждый закрывает свою часть рынка. И сами они зависят от поставщиков. Павлодарский НПЗ “сидит” на омской трубе. И никакой технической возможности подать туда хотя бы каплю казахстанской нефти нет. У омских поставщиков есть, конечно, интересы на Павлодарском НПЗ, но нет такого интереса, чтобы залить наш рынок хорошим бензином. Эта же труба идет к Шымкентскому НПЗ, который завязан на нее на 30 процентов. А остальные 70 - это уже нефть, добываемая китайцами на западе Казахстана. А в интересы китайских братьев тоже не входит обеспечение наших граждан качественными дешевыми нефтепродуктами. Единственным собственно казахстанским НПЗ остается Атырауский. Самая подходящая для него нефть - это тенгизская. Но он ее не получает, потому что “Шеврон” все гонит за границу. Атырауский НПЗ пользуется отстоями нашей родной компании “КазМунайГаз”, которая сильна своими трубопроводами, но не месторождениями. Мангистауская нефть трудная, вязкая, выход легких фракций в два-три раза меньше. Ее хорошо перерабатывать на мазут. Именно она и достается Атыраускому НПЗ. В Казахстане всего около 20-25 терминалов, получающих нефть от этих трех НПЗ. А разных контор, которые занимаются поставками, сотни - и всем им надо кушать. Кроме областных терминалов есть около 200 районных. А посредников на этом рынке - тысячи. Может в этой ситуации бензин стоить нормально? Нет! Потому что частный бизнес занят вытаскиванием из этой цепочки собственной прибыли. К тому же государственная политика стимулирует экспорт нефти из Казахстана и дестимулирует переработку нефти в стране. Если ты экспортер, то тебе возвращают НДС. А если не экспортер, то ты НДС платишь. В последнее время предпринята попытка через введение экспортных пошлин как-то уравнять разницу. Шаг правильный, но стратегическая проблема остается.
- В Казахстане опять остро встала проблема хранения зерна. Премьер-министр Карим МАСИМОВ сказал: часть зерна придется хранить на полях. А глава Минсельхоза Асылжан МАМЫТБЕКОВ даже заявил, что большой урожай нам вредит. Как вы это прокомментируете?
- Хлебная индустрия тоже фактически монопольна, но правительство и здесь поощряет псевдоконкуренцию. Пшеницу выращивают в нескольких крупных и средних и во множестве мелких хозяйств. В этом смысле конкуренция существует: доиндустриально-феодального уровня, но все же. Однако все заканчивается на каждом отдельном элеваторе: мимо него не провезешь, он - монополист. Государство стопроцентно отдало элеваторы в руки частников, не озаботившись распределением прибыли между производителями и хозяевами элеваторов. Далее идут крупные переработчики зерна - тоже фактические монополисты, и только на уровне хлебопечения - какая-никакая, но конкуренция. В целом рынок требует профессионального госрегулирования, однако все сводится к ценовому администрированию, которое в конечном счете цены только задирает.
Что же до экспорта, то это не столько экономика, сколько политика и дипломатия. Чтобы продать зерно, например в Иран или Сомали, где сейчас от голода погибают миллионы людей, нужны межправительственные соглашения, международные контракты и конкретные физические структуры - транспортные мощности, терминалы. Что создал Казахстан? Одни разговоры! Тот же Масимов и в прошлом году обещал: вот-вот уже договоримся с Китаем. А в этом году предлагает часть зерна “хранить” на полях. И остается только гадать: премьер-министр так зло шутит или он реально не знает, что в поле зерно не хранят? Хранение зерна в поле - это гноение зерна. За это в советское время лишали партбилета, а в военное - расстреливали! Я подозреваю, что ему министр сельского хозяйства (тоже, видимо, суперспециалист) сказал про “вред” щедрых урожаев для политкорректности. А премьер за чистую монету принял...
- Как вы считаете, оправданно ли вхождение в Таможенный союз?
- Министр экономического развития и торговли Кайрат КЕЛИМБЕТОВ назвал нашу экономику “сервисной”. Подразумевая, что это нормально. Да, мы - формально суверенная территория глобального рынка, администрация которой обеспечивает максимально благоприятный режим для добычи и вывоза отсюда сырья, завоза иностранных кредитов и инвестиций, вывоза всех доходов от этих кредитов и инвестиций, и, наконец, завоза сюда иностранных товаров. Положение по-своему прочное, потому что в такой замечательной стране и в ее правительстве заинтересованы все “большие игроки”. Друг друга они маленько теснят, но как раз это и гарантирует нам устойчивость. Нужен ли такой “сервисной” экономике Таможенный союз? Нисколько не нужен - даже вреден! Всплеск цен (на тот же бензин, например) - наглядная иллюстрация. И это только начало, потому что радуется кто-то “собиранию земель” или негодует, но только Советского Союза с его “развитием национальных окраин” больше не будет. Россия - такая же “придаточная” страна с внешне зависимой и системно коррумпированной экономикой, но только ее олигархи - покруче наших, ее монополии - посильнее, а производительные мощности - поразвитей. Поэтому “использовать” нас будут на полную катушку. Другое дело, что альтернативы-то и нет, поскольку комфортная наша сервисная “многовекторность” все равно заканчивается. Мировой кризис, который еще только разворачивается, неизбежной своей развязкой будет иметь разделение (будем надеяться - мирное) глобальной финансовой системы на несколько валютных блоков. Нурсултан НАЗАРБАЕВ не раз говорил о близком крахе “дефектала”. И весь мир (как перед 1914 годом) опять вернется к блоковой конфигурации: общая валюта потребует единого таможенного, экономического и политического пространства. Про ВТО, в которое нам сегодня так хочется вступить, не далее как через 10-15 лет никто и не вспомнит. Так что если уповать на нашу “сервисность” - гораздо раньше 2030 года нам предстоит стать монетарным и сырьевым придатком отнюдь уже не просвещенных США и Европы. Впрочем, надвигающиеся уже сейчас коллизии на мировом финансовом и сырьевом рынке (про экстремистские и прочие вызовы вообще молчу) дестабилизируют нашу ситуацию много раньше. Вот в этом ракурсе Таможенный союз, объявленное со следующего года общее экономическое пространство, а там и валютное - объективный тренд, соответствовать которому помогут не протесты и стенания, а собственная ускоренная модернизация. Начиная с политической - потому что подтянуть к современному индустриально-инновационному уровню экономику, добиться ее демонополизации и эффективной интеграции в межгосударственное пространство, сохраняя доиндустриальную архаику властной вертикали, не удастся. Если хотите, мы должны повторить подвиг Мюнхаузена, вытянувшего себя из болота за волосы. Получится - станем на зависть россиянам и белорусам (а чуть позже и украинцам) самым успешным государством Содружества. Не получится - кто-нибудь нас, “сервисных”, подберет…
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

