7804

Пётр СВОИК, экономический аналитик: Надо вытаскивать себя за волосы!

Каковы причины топливного кризиса в Казахстане? Почему не первый год подряд часть богатейшего урожая зерна попросту гниет в зернохранилищах, а иногда и под открытым небом? Нужен ли нам Таможенный союз? На эти темы наш корреспондент беседует с экономическим аналитиком Петром СВОИКОМ (на снимке).

- С чем, на ваш взгляд, связан дефицит бензина?
- Переработка нефти и распределение ГСМ по стране объективно монопольны, но правительство устроило псевдоконкуренцию. Все три казахстанские НПЗ между собой не конкурируют - каждый закрывает свою часть рынка. И сами они зависят от поставщиков. Павлодарский НПЗ “сидит” на омской трубе. И никакой технической возможности подать туда хотя бы каплю казахстанской нефти нет. У омских поставщиков есть, конечно, интересы на Павлодарском НПЗ, но нет такого интереса, чтобы залить наш рынок хорошим бензином. Эта же труба идет к Шымкентскому НПЗ, который завязан на нее на 30 процентов. А остальные 70 - это уже нефть, добываемая китайцами на западе Казахстана. А в интересы китайских братьев тоже не входит обеспечение наших граждан качественными дешевыми нефтепродуктами. Единственным собственно казахстанским НПЗ остается Атырауский. Самая подходящая для него нефть - это тенгизская. Но он ее не получает, потому что “Шеврон” все гонит за границу. Атырауский НПЗ пользуется отстоями нашей родной компании “КазМунайГаз”, которая сильна своими трубопроводами, но не месторож­дениями. Мангистауская нефть трудная, вязкая, выход легких фракций в два-три раза меньше. Ее хорошо перерабатывать на мазут. Именно она и достается Атыраускому НПЗ. В Казахстане всего около 20-25 терминалов, получающих нефть от этих трех НПЗ. А разных контор, которые занимаются поставками, сотни - и всем им надо кушать. Кроме областных терминалов есть около 200 районных. А посредников на этом рынке - тысячи. Может в этой ситуации бензин стоить нормально? Нет! Потому что частный бизнес занят вытаскиванием из этой цепочки собственной прибыли. К тому же государственная политика стимулирует экспорт нефти из Казахстана и дестимулирует переработку нефти в стране. Если ты экспортер, то тебе возвращают НДС. А если не экспортер, то ты НДС платишь. В последнее время предпринята попытка через введение экспортных пошлин как-то уравнять разницу. Шаг правильный, но стратегическая проблема остается.

- В Казахстане опять остро встала проблема хранения зерна. Премьер-министр Карим МАСИМОВ сказал: часть зерна придется хранить на полях. А глава Минсельхоза Асылжан МАМЫТБЕКОВ даже заявил, что большой урожай нам вредит. Как вы это прокомментируете?
- Хлебная индустрия тоже фактически монопольна, но правительство и здесь поощряет псевдоконкуренцию. Пшеницу выращивают в нескольких крупных и средних и во множестве мелких хозяйств. В этом смысле конкуренция существует: доиндустриально-феодального уровня, но все же. Однако все заканчивается на каждом отдельном элеваторе: мимо него не провезешь, он - монополист. Государство стопроцентно отдало элеваторы в руки частников,  не озаботившись распределением прибыли между производителями и хозяевами элеваторов. Далее идут крупные переработчики зерна - тоже фактические монополисты, и только на уровне хлебопечения - какая-никакая, но конкуренция. В целом рынок требует профессионального госрегулирования, однако все сводится к ценовому администрированию, которое в конечном счете цены только задирает.
Что же до экспорта, то это не столько экономика, сколько политика и дипломатия. Чтобы продать зерно, например в Иран или Сомали, где сейчас от голода погибают миллионы людей, нужны межправительственные соглашения, международные контракты и конкретные физические структуры - транспортные мощности, терминалы. Что создал Казахстан? Одни разговоры! Тот же Масимов и в прошлом году обещал: вот-вот уже договоримся с Китаем. А в этом году предлагает часть зерна “хранить” на полях. И остается только гадать: премьер-министр так зло шутит или он реально не знает, что в поле зерно не хранят? Хранение зерна в поле - это гноение зерна. За это в советское время лишали партбилета, а в военное - расстреливали! Я подозреваю, что ему министр сельского хозяйства (тоже, видимо, суперспециалист) сказал про “вред” щедрых урожаев для политкорректности. А премьер за чистую монету принял...

- Как вы считаете, оправданно ли вхождение в Таможенный союз?
- Министр экономического развития и торговли Кайрат КЕЛИМБЕТОВ назвал нашу экономику “сервисной”. Подразумевая, что это нормально. Да, мы  - формально суверенная территория глобального рынка, администрация которой обеспечивает максимально благоприятный режим для добычи и вывоза отсюда сырья, завоза иностранных кредитов и инвестиций, вывоза всех доходов от этих кредитов и инвестиций, и, наконец, завоза сюда иностранных товаров. Положение по-своему прочное, потому что в такой замечательной стране  и в ее правительстве заинтересованы все “большие игроки”. Друг друга они маленько теснят, но как раз это и гарантирует нам устойчивость. Нужен ли такой “сервисной” экономике Таможенный союз? Нисколько не нужен -  даже вреден! Всплеск цен  (на тот же бензин, например) - наглядная иллюстрация. И это только начало, потому что радуется кто-то “собиранию земель” или негодует, но только Советского Союза с его “развитием национальных окраин” больше не будет. Россия - такая же “придаточная” страна с внешне зависимой и системно коррумпированной экономикой, но только ее олигархи - покруче наших, ее монополии - посильнее, а производительные мощности  - поразвитей. Поэтому “использовать” нас будут на полную катушку. Другое дело, что альтернативы-то и нет, поскольку комфортная наша сервисная “многовекторность” все равно заканчивается. Мировой кризис, который еще только разворачивается, неизбежной своей развязкой будет иметь разделение (будем надеяться - мирное) глобальной финансовой системы на несколько валютных блоков. Нурсултан НАЗАРБАЕВ не раз говорил о близком крахе “дефектала”. И весь мир (как перед 1914 годом) опять вернется к блоковой конфигурации: общая валюта потребует единого таможенного, экономического и политического пространства. Про ВТО, в которое нам сегодня так хочется вступить, не далее как через 10-15 лет никто и не вспомнит. Так что если уповать на нашу “сервисность” - гораздо раньше 2030 года нам предстоит стать монетарным и сырьевым придатком отнюдь уже не просвещенных США и Европы. Впрочем, надвигающиеся уже сейчас коллизии на мировом финансовом и сырьевом рынке (про экстремистские и прочие вызовы вообще молчу) дестабилизируют нашу ситуацию много раньше. Вот в этом ракурсе Таможенный союз, объявленное со следующего года общее экономическое пространство, а там и валютное - объективный тренд,  соответствовать которому помогут не протесты и стенания, а собственная ускоренная модернизация. Начиная с политической - потому что подтянуть к современному индустриально-инновационному уровню экономику, добиться ее демонополизации и эффективной интеграции в межгосударственное пространство, сохраняя доиндустриальную архаику властной вертикали, не удастся. Если хотите, мы должны повторить подвиг Мюнхаузена, вытянувшего себя из болота за волосы. Получится - станем на зависть россиянам и белорусам (а чуть позже и украинцам) самым успешным государством Содружества. Не получится - кто-нибудь нас, “сервисных”, подберет…

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее