Нам нужна воля, а не свобода
Сакен БЕКТИЯРОВ считает себя еще более радикальным художником, чем даже хулиган и скандалист Канат ИБРАГИМОВ. Хотя голову рыбе на площади не рубил, отсечение крайней плоти власти не посвящал. Зато сделал открытие: будущее нашего искусства - в жанре сюрреализма. Дескать, чем достовернее отображает живописец действительность, тем нереальнее и эксцентричнее его полотна.
“Живите dolce”
(из записок художника)
- Какой же вы радикал, если у вас на картинах все спокойно и абстрактно?
- А вы посмотрите внимательнее. Вот на этой изображена лошадь - любимый объект наших художников и вообще любимое животное у казахов. Полотно огромное, как наша страна, с золотым фоном и надписями: Live и breaking news - что еще может быть современнее? Это все про нас. Мы прожили прекрасный год, наблюдали, как это начиналось в Египте, как запылала вся Азия. Ждали, что дойдет до нас и будет также “весело”. Или вот “В поисках местной красавицы” - портрет девушки с сережкой, в основе работы известная картина Вермеера. Но у меня девушка с азиатскими чертами лица, потому что мы примеряем на себя европейские каноны, шаблоны и гламур. Оттуда современные девушки берут все стандарты жизни и красоты. Еще одна картина “Молодой император” - более острого сюжета для нас не существует. Только об этом и говорят на всех тоях в селе, спорят в Интернете и на кухнях. Всем интересно, кто же будет следующим правителем страны. Потому что все уже прекрасно понимают, что с его появлением поменяются наш истеблишмент, все лица во власти.
Такие сюжеты в моем понимании и есть то эстетическое оружие, которым воюет художник. Ходить на забастовки, взывать к Аблязову и президенту, бить в колокола - это другая профессия.
“Куда движется современное искусство? На запах денег”
(из записок художника)
- Ваша выставка, которая недавно прошла в Астане, финансировалась правящей партией. Достойно ли принимать такое меценатство оппозиционерам?
- Почему нет? У нас в стране вообще существует только один меценат - государство. Кого из художников оно полюбит, тот и будет как сыр в масле кататься.
- Как легко продается радикальный художник: одна выставка - и вы хвалите власть!
- Если государство выступило по отношению к нам как спонсор, но ничем не помогло нефтяникам - это ничего не означает. Вообще, к нефтяникам плохо отнеслась не власть, а частная компания. Просто за это ухватились все подонки, беглые олигархи, несчастные оппозиционеры и прочая пена.
- Не уходите от вопроса. Разве можно получать деньги и не иметь обязательств?
- В том-то и фишка, что художник за деньги удовлетворяет сам себя, свой творческий эгоизм. Это и есть его суть. Мы с Канатом Ибрагимовым получили удовольствие от того, что власть предложила нам сделать такую выставку, но не чувствуем себя чем-то ей обязанными.
“Обратил внимание, что наш президент, встречаясь с народом, с русскими разговаривает как с токалкой, а с казахами - как с байбише”
(из записок художника)
- Ваша выставка называлась “Мечта казаха”. А в чем мечта казахского художника?
- В том же самом: быть вольным, а не свободным. Вообще, если вы заметили, русский человек не любит слова “свобода”, предпочитая ему - “воля”. Это, наверное, единственное, что роднит два наших совершенно разных народа.
- Вы действительно считаете, что мы так разительно отличаемся?
- Обратите внимание - сейчас русские во многих городах Казахстана оказались в меньшинстве. И сразу стали чувствовать себя дискомфортно, появилась “обиженность”, стало заметно, что мы разные. Оказалось, что мы не можем смешиваться - как вода и жир.
“Беда. Что вы знаете про беду? Беда - это когда надо ехать на той в аул, а у вас нету костюма”
(из записок художника)
- А что знает городской казахский художник про свой народ?
- Как раз этим летом я много ездил по аулам, так получилось. И точно могу сказать - в целом народ живет неплохо. Вы не представляете, с каким размахом там устраивают тои, свадьбы, празднуют айт. Но город и село живут разной жизнью. Мы активны, много суетимся, вечно недовольны властью. Там все очень гармонично. Наступает эра сюрреализма, а уж наша казахская жизнь очень хорошо укладывается в этот жанр. Ведь как мы держали пост весь этот священный месяц? Такое ощущение, что днем не ели только для того, чтобы вечером нарезать казы, красную рыбку и пригласить всех на аузашар. За этим теряется сама религиозная суть поста, но в этом есть красивый сюрреализм простоты и жизнелюбия нашего народа.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА


