Рустем БЕГЕНОВ, музыкант: Стинг, выключи шарманку!
Неизвестно ни одного факта, чтобы кто-то из отечественных артистов отменял выступление из-за сочувствия бастующим рабочим, как это сделал недавно СТИНГ. От возможности заработать у нас вообще не принято отказываться. Впрочем и здесь бывают исключения.
Еще полтора года назад распалась вполне успешная команда “Тоффи-трейн”. Только потому, что ее лидер Рустем БЕГЕНОВ не захотел зарабатывать на жизнь музыкой. К слову сказать, доход у группы был вполне неплохой: 2-3 тысячи долларов в месяц, когда мир пребывал в панике по поводу финансового кризиса. Но Рустем предпочел добывать деньги иным способом, а творчество, сольный проект и написание музыки оставить для души. Например, с удовольствием, а не за внушительный гонорар был написан им саундтрек к недавно вышедшему фильму “СуперБаха”.
- Это уже вторая моя работа в кино, - рассказывает Рустем, - и, мне кажется, получилась настоящая современная казахская музыка. Конечно, я не разбогател на саундтреках. У нас за подобную работу платят очень маленькие деньги, как за обычную песню. Автору обычно говорят: “Это творческая работа, это Кино, это создаст вам имя, поэтому не надо зацикливаться на деньгах”. Получается, что люди совсем не ценят твою работу.
- Может быть, потому что вы не профессиональный композитор - все-таки у вас диплом математика...
- Сейчас зачастую музыку пишут и кино снимают без дипломов. Не вижу в этом ничего плохого. Вообще, творчество - нелимитированная область: если ты не занимаешься пропагандой педофилии или фашизма, то делай что хочешь, лишь бы находился слушатель и зритель.
- Почему вы отказались от возможности зарабатывать, исполняя чужие хиты?
- Наша группа играла каверы, то есть чужие песни. Сделали максимально непопулярный проект: тихая акустическая музыка, под которую нельзя танцевать - только слушать. Когда я создавал группу, то не собирался делать что-то популярное. Мы играли в баре, который я открыл под нашу группу. Естественно, на свадьбах и банкетах, куда нас часто приглашали, играли все, что попросит заказчик, - таковы правила игры. Это хороший источник дохода, но я понял, что не хочу больше зарабатывать таким образом, потому что это не творчество, а самообман. Банальная шарманка, приносящая деньги.
- Как раз такая шарманка - предел мечтаний для многих начинающих проектов!
- У “проектов” вообще очень простая система - ты вкладываешь деньги в ротацию на телеканалах и радиостанциях, получаешь поддержку нескольких ведущих, которые будут тебя рекомендовать своим клиентам. Ну и, конечно, подбираешь репертуар из каверов. Когда люди выпьют в клубе или на свадьбе, у них появляется желание услышать знакомую музыку - народную, совковую, зарубежную, а твой талант и желание сказать что-то свое никому не нужны. Многих исполнителей это устраивает.
- Была бы хорошая авторская музыка, ее бы тоже слушали. Может быть, надо больше писать хороших песен?
- Я заметил, что большинство музыкантов, исполняющих авторскую музыку, делают это на достаточно низком уровне. Как только набираются опыта и понимают, что музыкой можно зарабатывать, уходят в обслуживание застолий. Многих вполне устраивает 10 тысяч тенге за вечер в кабаке и от 100 до 400 долларов за той. А весь той-бизнес заинтересован в поддержании очень среднего уровня - песни типа “Черные глаза”, дешевые аранжировки, выступление под фанеру. Мне кажется, если бы запретили перепевки, у нас бы очень быстро появилась своя, интересная музыка.
- Можно зарабатывать каверами, а для себя писать авторскую музыку. Разве нет?
- Глупо жить только для зарабатывания денег. Конечно, если у тебя не получилось чего-то добиться, то и в 50 лет можно в кабаке петь рок-классику и совковый репертуар. Спел Антонова, люди расплакались - и ты звезда кабака. Но в 28 лет рановато становиться лабухом.
- А почему у нас среди музыкантов так мало ярких персон? Ладно, мы не можем вспомнить, благодаря каким песням популярно большинство “звезд”, но и они сами практически неотличимы: нет запоминающихся высказываний, поступков, мнений...
- Это взаимосвязано. Шарманщики и не хотят что-то сказать - только заработать деньги. Для этого можно поспекулировать на патриотизме, языке, женской сентиментальности - на чем угодно.
- Кстати, о языке. Почему вы никогда не поете на казахском?
- Потому что это не тот язык, на котором я разговариваю, думаю и могу сочинять песни. Но я вовсе не испытываю комплекса неполноценности или вины. Я ходил на все уроки казахского, получал пятерки. Однако почему-то по-английски могу сносно говорить, а по-казахски только чуть-чуть. Я не вижу причин обвинять в этом себя - скорее тех людей, которые у нас отвечают за образование.
- А смогли бы вы, как Стинг, отказаться от приличного гонорара и поддержать бастующих рабочих?
- Здесь нет ничего от артиста, сплошная политика. Если бы он не ссылался на международную организацию, это можно было бы воспринимать, как его порыв. А так… я вообще не верю в то, что организация по правам человека реально борется за чьи-то права, что спасатели животных кому-то помогли. Для хорошего дела не нужны специальные организации. Если у вас в семье есть близкий человек, которому тяжело и вы помогаете, то это важнее десяти старушек, переведенных через дорогу, и сотни котят, снятых с дерева. Мы любим рассуждать “по-глобалу”, но пожертвовать храму или построить в своем поселке мечеть гораздо проще, чем уделить своим же детям или старикам столько внимания, сколько нужно. Это та же шарманка, когда внутренняя работа подменяется самой банальной показухой.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото из архива Рустема БЕГЕНОВА, Алматы

