Коварно-денежные отношения
Пока в Казахстане размышляют, как помочь своим производителям продуктов питания, соседние страны делают это без особых размышлений.
В конце 2025 года власти нашей республики наконец-то озаботились поддержкой отечественных производителей продуктов питания. Под руководством депутата мажилиса Нуржана АШИМБЕТОВА создана рабочая группа, объединяющая отраслевые союзы и госорганы. Задача - совершенствовать законодательство, бороться с импортом и устранять барьеры для местных товаров.
- Отраслевые союзы пищевого сектора давно поднимают тему роста продуктового импорта и вытеснения отечественных товаров в торговых сетях, а также проблему слабого контроля на границе, в результате чего на наш рынок попадает продукция низкого качества и не отвечающая установленным требованиям, - отметил Нуржан Ашимбетов на первом заседании группы. - Считаю, что пришло время оказать поддержку отечественным производителям и принять стратегические решения по защите внутреннего продовольственного рынка.
Увы, но пока у нас проводят анализ и обсуждают предложения, в других странах ЕАЭС аналогичные проблемы решаются на государственном уровне, без лишних раздумий и бюрократических проволочек.
Реальность такова, что крупным торговым сетям сейчас выгоднее продавать импортный товар, поэтому он все больше и больше заполняет казахстанские прилавки. Импорт из ЕАЭС (в основном из России и Беларуси) вытесняет нашу продукцию благодаря более низкой себестоимости.
Происходит это по ряду причин. Например, в России государство напрямую компенсирует производителям логистику - оплачивает доставку продукции до места реализации. В Беларуси вопрос доступа к полке вообще не является предметом философских споров: до 85 процентов торгового пространства там по закону отводится местной продукции. Итог очевиден: белорусская молочка не только закрыла внутренний рынок, но и уверенно вытесняет конкурентов на экспортных направлениях, включая Казахстан.
У нас же торговые сети продолжают жить по своим правилам. И это при том, что в большинстве регионов альтернативы сетям попросту нет - там, на местах, один-два игрока диктуют условия всему рынку.
- Проблема доступа к полочному пространству требует системного решения: мы предлагаем закрепить за отечественными производителями не менее 60 процентов торговой полки, - говорит глава Молочного союза Казахстана Владимир КОЖЕВНИКОВ. - Или же дать зеркальный ответ на те ограничения, которые вводят наши партнеры по ЕАЭС.
Еще одна большая проблема - серый импорт. По оценкам отраслевых союзов, в отдельных категориях он занимает до 40 процентов рынка. Продукция без нормального контроля, без налогов, без соблюдения стандартов спокойно конкурирует по цене с казахстанскими товарами.
И тут снова очевидная разница в подходах: российская таможня активно останавливает фуры и проверяет документы, а казахстанская - в основном наблюдает. Дисбаланс в итоге оплачивает местный производитель.
Пока Казахстан формировал рабочую группу, Россия уже выделяла триллионы рублей на поддержку агросектора. В 2025 году, по данным правительства РФ, на развитие отрасли направлено более 500 млрд рублей - это субсидии на производство, экспорт и даже транспорт. Казахстанские производители жалуются на высокие затраты, а их российские коллеги получают реальную помощь: бюджет на 2025 год включает 267 млрд рублей на прямую поддержку, с планами роста в последующие годы. Там нет никаких рабочих групп, но есть действия, которые позволяют снижать себестоимость и заполнять полки отечественными товарами.
Еще ярче контраст с Беларусью, где протекционизм - повседневная политика. В 2025 году республика планирует увеличить экспорт продовольствия до 9,2 млрд долларов, вводя новые меры поддержки: от максимального использования перерабатывающих мощностей до инновационных проектов, таких как производство конфет из сухого молока или выращивание ореховых садов. Даже в рамках ЕАЭС Беларусь продвигает инициативы по продовольственной безопасности, такие как развитие семеноводства. Амбициозные цели подкреплены бюджетом и законами, позволяющими белорусскому президенту вводить дополнительные меры поддержки для инвестиций.
Казахстан ссылается на ограничения ЕАЭС и ВТО, но Россия и Беларусь находят способы обходить их - через субсидии, квоты и контроль границ. Можно ли их упрекать в том, что они следуют своим экономическим интересам?
Отечественные отраслевые союзы считают, что предлагаемые госорганами на сегодняшний день меры по улучшению ситуации носят косметический характер и не способны существенно улучшить ситуацию. Необходимы кардинальные реформы и системные изменения в законодательной и нормативной базе, которые позволят стабилизировать внутренний рынок, повысить конкурентоспособность казахстанских товаров и защитить национального производителя от недобросовестной конкуренции.
Рабочая группа, безусловно, может подготовить еще один пакет инициатив. Вопрос лишь в том, успеют ли эти инициативы догнать реальность, где рынок давно поделен, полки заняты, а соседи не стесняются защищать своих.
Владислав ШПАКОВ, Астана

Владислав ШПАКОВ