17011

Убийство - путь в рай?

В актюбинском поселке Шубарши, где в ночь на 1 июля были зверски убиты двое полицейских и один спецназовец, до сих пор сохраняется военное присутствие (см. “Кровавая ночь в Шубарши”, “Ад в камышовом раю”, “Время” от 6 и 7.7.2011 г.). Полицейские наряды также не покидают свои места на пути следования из Актобе до этого неспокойного поселка. Вдоль дороги от областного центра до Шубарши сейчас выставлены 6 постов. Вооруженные стражи порядка разместились и на всех вы­ездах из Актобе. У каждого в руках - ориентировки на разыскиваемых.

От полицейских в эти дни поступает крайне скудная информация. В пресс-службе ДВД Актюбинской области один ответ: ничего нового за эти дни в ауле не произошло. Единственный источник новостей - местные жители.
- В ауле у нас тихо, с прошлого воскресенья все живы. Военные пять палаток разбили у поселка. Под открытым небом наготове лежат бронежилеты, оружие, - рассказала вчера жительница Кенкияка, что в трех километрах от Шубарши. - Честно говоря, мы не хотим, чтобы они уезжали. С ними как-то спокойнее…
Кстати, палатки военных разбиты рядом с водоемом. Жара стоит сильная - вот народ и устремился на его побережье.
- Мы ездили туда уже пару раз. Проезжали мимо палаток, никто нас не трогал, - рассказывает Алия.
Со слов моих собеседников, после кровавой ночи на 1 июля в Шубарши не случилось ничего радостного. Вроде бы все понятно: не до тусовок, если пролилась кровь. И все же…

- На День столицы нам музыку ставили, и все, - говорит местный житель Ержан. - Обычно в это время года у нас свадьбы играют. Но с прошлой пятницы - ни одного торжества. В День столицы решил пожелать знакомым мирного неба. Так меня все отругали: мол, что это я несу (“ел қырылып жатқанда, қай жақтан мейрамы саған”)?!
Кенкияк, Шубарши, Саркуль, Кумсай, Башенкуль - все эти аулы разделяют несколько километров. Праздники местные очень любят. Не Новый год и не 8 Марта, а день техосмотра. В Кенкияке находится специализированное транспорт­ное управление, что на балансе АО “СНПС-Актобемунайгаз”, - там работают многие обитатели здешних мест.
В ведении кенкиякского автопарка более 300 единиц техники, которая обеспечивает работой 450 человек. Мужики ее берегут как зеницу ока. И клянут дороги, по которым нарезают сотни километров и перевозят десятки тысяч тонн грузов. Так вот, раз в год машины выгоняют на площадку автопарка, где их осматривают спецы, а потом самых аккуратных водителей награждают денежными премиями, бытовой техникой, коврами... И устраивают грандиозный концерт с тоем. А попеть в ауле очень любят…
К слову, покойный Марат-агай, отец двух разыскиваемых - Акылбека и Тохтарбека МАМБЕТОВЫХ, при жизни слыл отличным певцом. И не раз услаж­дал слух гостей за щедрым дастарханом.
- Он был настоящим работягой, душой компании. А как пел, как на домбре играл! Умер несколько лет назад, дети, можно сказать, сиротами остались. Кто знает: был бы жив, может, они совсем другими стали бы… - вздыхает Тлек-агай. - Кстати, и Ертая (отца Бектемира УРАЗОВА, который сейчас находится в розыске. - А. М.) мы знали только с хорошей стороны...

В розыске и 23-летний Мирас КАРАЖАНОВ. Его родственники работают в АО “СНПС-Актобемунайгаз”, и ничего криминального за ним не наблюдалось.
Здесь очень популярен древний казахский обычай - тасаттык: режут корову, мясо раздают малоимущим, а взамен просят у Бога дождя. Но в последнее время, совершая жертвоприношение, молят лишь об одном - о работе для молодежи.
В прочем, сегодня у всех на устах иные молитвы. Главный имам Актюбинской области Абдумутали ДАУРЕНБЕКОВ заявил: злоумышленники, открывшие огонь по стражам порядка, мечеть не посещали. Это ответ духовенства на нестихающие разговоры: мол, за убийством двоих полицейских и спецна­зовца стоят “религиозные силы”. Дауренбеков сделал и несколько просветительских заявлений: “В первую очередь бдительными должны быть сами родители таких детей. Родители ответственны за их поведение. Ты их родил - ты ответственен за их дальнейшую жизнь, и ты должен первым знать, чем твои дети занимаются”. “Зачем укорачивать штанишки и отпускать бороду, если вера обязана быть в сердце? - вопрошал имам. - Тем более что по шариату мусульманин должен носить такую одежду, которая не выделяла бы его в среде”.
По словам Дауренбекова, за день до кровавых событий он приезжал в Шубарши и побывал в “Ак мешите” - местной мечети, в которой уже давно нет имама.
- Я посетил мечеть, там было не так много людей, - заявил он. - И затем, когда начались беспорядки, перепроверил, не было ли подозреваемых в мечети во время моего визита. Не было! “Ак мешиту” нужен имам. Будем решать этот вопрос.
Между тем местные жители говорят, будто бородачи уверяли их: убийство человека в погонах открывает правоверному прямой путь в рай.

Акмарал МАЙКОЗОВА, Актобе, maikuzova@yandex.ru, фото автораАктобе

Поделиться
Класснуть