10067

Тело всей жизни

Как известно, путь радикального художника Каната ИБРАГИМОВА никогда не был простым. Сначала он лишил головы барана, затем - сазана, а чуть поз­же отсек частичку самого себя, сделав далеко не в нежном возрасте обрезание крайней плоти (впрочем, говорят, будто он такой широкой души человек, что даже плоть у него бескрайняя). Все это, товарищи, искусство, хотя и выглядело иногда как членовредительство в самом прямом смысле слова. Но потеряв пару родных сантиметров, Канат затем скинул еще несколько килограммов и вдруг приобрел средиземноморский загар, став после этого с виду лет на десять моложе.

- Волшебная сила искусства?
- Будем говорить так: я заключил пакт. Не знаю - с Богом или с сатаной, но условия были такие: я возвращаюсь как художник, отдаю все искусству, но при этом теряю счастье в личной жизни и свой кулинарный талант (а какой я был повар, знают все мои друзья). Пакт работает.
Видишь ли, мужчины, в принципе, делятся на два вида: угодников и остальных. Угодники при всем обидном звучании слова двигают прогресс, делают демократические революции и так далее. А остальные - это художники, маньяки, поэты, геи, трансвеститы, садомазохисты  и другие свободные люди. Я себя отношу к ним. У меня нет семьи, нет денег, я женат только на искусстве и живу ради него. А чтобы отдавать ему себя полностью, надо быть в форме. Наркомана из меня не получилось, пить водку я еще могу, но меня вообще не тянет. Даже мясо есть перестал!
Я не могу быть с 9 до 6 художником, а потом - отцом, примерным семьянином и так далее. Я художник во всем, во всех своих проявлениях. И даже мое нынешнее преображение - перформанс. Почему можно использовать в качестве инструментов искусства внешние предметы, но нельзя собственное тело?

- Про деньги, положим, ты загнул - в арт-среде давно ползут слухи о твоем растущем благосостоянии.
- Ну художником-миллиардером мне точно не стать, а миллион расходуется очень быстро (смеется).

- К сегрегации мужчин. Пелевин же их по-другому делил: либо ты клоун у пидарасов, либо пидарас у клоунов. Третьего не дано.
- Все это работает. Не зря же меня называют арт-клоуном. Это из-за того, что я опровергаю все стереотипы о художниках, которые, согласно общепринятому мнению, должны скитаться, ширяться, пьянствовать и заниматься самоуничтожением, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь. А я, напротив, социален, политичен и при этом слежу за собой.
Когда-то “папа Гельман” (Марат ГЕЛЬМАН - известный российский арт-куратор и политтехнолог. - Т.Б.) сказал мне: “Никогда не ложись под власть, всегда бей ее в живот. Потом ты получишь “ответку”. Должен выдержать удар. И только потом с тобой будут договариваться”. Вот и все. Расшифровывать я не буду.

- Но сам Гельман же лег.
- Марату - я это абсолютно точно знаю - платили за то, чтобы он не участвовал в очередных выборах. Сам я никуда не вступаю, никакие платформы не поддерживаю, хотя не отказываюсь время от времени сделать что-то с разными людьми. Про меня писали, что я делаю работы только на деньги АБИЛОВА, АБЛЯЗОВА и УТЕМУРАТОВА. Так почему мне не сделать выставку, к примеру, на деньги НАЗАРБАЕВА? Но купить меня невозможно. Когда мы организовали “Виртуальную партию Казахстана”, мне сказали, что один богатый перец хочет дать нам бабло. Я отказался сразу. Если человек дает бабло - значит, мы должны лечь.

- Кстати, почему таких “политических” у нас так мало, что чуть ли не ты один?
- Очко жим-жим потому что, и потому что большинство мужиков в нашем искусстве - это угодники. Недавно в “Фейсбуке” мне написал один казах-художник, уже давно проживающий в Бельгии. Он сказал, что мои акции часто показывают в Европе по спутниковым каналам, и поэтому ему интересно со мной познакомиться. “Как же вас до сих пор не посадили?” - спросил чуть позже этот парень, лет десять как бельгийский житель. Я ему ответил: “Братан, ты знаешь, мой телефон прослушивается”. Реакция была моментальной: “Я прошу вас удалить меня из списка друзей, считаю, что с вами проблематично общаться”. Прикинь?! И это человек, который уже почти европеец! Что тут можно про наших говорить?

- К слову о Европах - разве не там ты наиболее востребован?
- По-настоящему на пьедестал тебя ставить будет только твой народ, и платить будут тебе только казахи. Барана я резал в Москве 14 лет назад, а люди до сих пор это помнят! В какой еще стране такое может быть? В Нью-Йорке через неделю после выставки или нашумевшей акции никто тебя не узнает. Поэтому признание своего народа, того же стоянщика, который жмет мне руку и говорит: “Канат, держись!”, мне дороже всего. Сейчас проходит Венецианский биеннале, на котором представлена просто куча местных художников. А кто их, якобы признанных в интернациональном контексте, здесь знает?
Поэтому мое свежее прозвище “Қазақский художнег”. Не интернациональный, американский или русский, а қазақский.

- Сейчас много “проқазақских” лозунгов, не мешающих, правда, вступать в Таможенный союз, активно сотрудничать с братьями из КНР и вообще оставаться независимыми только в поле словоблудия.
- Я общаюсь с молодыми ребятами, которые получили престижное западное образование, работают в крупных международных корпорациях и одной ногой уже на Каймановых островах. Когда речь заходит о свободе, они говорят: “А зачем она нам? Бизнес же идет. Наверху все правильно делают!”. Что можно ждать от людей, которые не знают, зачем им свобода?

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото из архива Каната ИБРАГИМОВА

Поделиться
Класснуть