Дети, в зону собирайтесь!
В специализированном межрайонном суде по уголовным делам Жамбылской области начался один из тех процессов, что проходят в закрытом режиме. В “насильственных действиях сексуального характера” обвиняется 16-летний Денис - ученик школы для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания.
Мартовским днем по двору одного из домов массива “Карасу” проходила маленькая девочка с ранцем за плечами. Настя (имена обвиняемого и потерпевшей изменены. - Г.В.) возвращалась из школы и не заметила, как за ней в подъезд проскользнул рослый юноша. Догнав второклассницу на лестничной площадке, верзила сбил ее с ног, зажал ладонью рот. От страха малышка описалась и потеряла сознание. Это не смутило юного извращенца: он преспокойно принялся мастурбировать над телом ребенка. К счастью, из квартиры вышла соседка и спугнула педофила.
Не прошло и суток, как полицейские по фотороботу установили личность преступника и довольно быстро его задержали. Но не в стенах спецшколы, а… дома. Оказывается, накануне мать забрала Дениса к себе на выходные.
- Она умоляла отпустить сына: дескать, мальчик болен и она его молочком отпоит, а раньше все пирожками кормила - и вот выкормила… - рассказывает заместитель директора школы Владимир ВАЙЦЕЛЬ.
По словам замдиректора, Денис появился в их учреждении в августе прошлого года, когда был осужден за кражу. С момента задержания находился в СИЗО. Оттуда он прибыл не один, а со своими подельниками - Иваном и Изатом. Вместе грабили, вместе сидели в одной камере и теперь такой же неразлучной троицей оказались в спецшколе. Самый богатый криминальный опыт у Изата - вооруженный грабеж: приставив пистолет к голове своей жертвы, он отнял сотовый телефон. Ему дали 6 лет, но суд второй инстанции снизил срок до 1 года 8 месяцев и направил вооруженного налетчика отбывать наказание не в колонию для малолеток, а сюда, в спецшколу, где парень уже довольно скоро встретит свое совершеннолетие и отправится на все четыре стороны.
- Эти трое юношей и стали определять атмосферу в школе, - рассказывает директор Оспан КУНТУБАЕВ. - Ни для кого не секрет, что сейчас в подростковой среде, а тем более в криминализированной, происходит копирование всей атрибутики блатного мира. В нашей школе, конечно, тоже существовал свой так называемый смотрящий, однако это было больше для понта. А эти ребята здешнего смотрящего быстро подмяли под себя и стали настойчиво внедрять среди воспитанников “понятия”, которые они усвоили в СИ-13. Открыли здесь свою “школу” - в противовес официальной. Праздничные мероприятия для них - “вата”, полы мыть - “западло”, убирать территорию им “не канает”… Итогом стал настоящий бунт, случившийся в октябре прошлого года (еще до моего назначения сюда), разыгранный по всем правилам зоны, с требованиями ослабления режима. То есть “не хотим ходить строем”, “не хотим работать”, “не хотим убирать за собой” и тому подобное.
...За годы существования эта спецшкола, контингент которой традиционно составляли малолетние преступники из всех регионов Казахстана, кроме почему-то южного, пережила несколько этапов становления. Лет тридцать назад по большим праздникам в городе можно было увидеть колонну обритых наголо мальчишек в одинаковых серых костюмах старомодного покроя - они казались забитыми и несчастными, зато как играл их духовой оркестр! Это был советский период спецшколы, тогда многие ее воспитанники впоследствии становились честными тружениками и в своих письмах из рабочих поселков или колхозных деревень благодарили альма-матер за науку. В годы перестройки, поддавшись модным веяниям, режимная школа превратилась в “мальчишескую республику” со своим “парламентом” и “президентом”. Похоже, новшество имело эффект - питомцы той школы с удовольствием занимались спортом, играли в спектаклях школьного драмкружка и частенько отрекались от своего мрачного прошлого.
Новый этап начался уже в 2008 году, когда 26 октября в школе случился первый бунт. Полтора десятка воспитанников из двух отрядов забаррикадировались в игровой комнате, разбили окна, магнитофон и телевизор, стеклами нанесли себе порезы на предплечьях. Они требовали к себе журналистов и прокуроров, а еще - убрать директора и его зама по режиму.
- И первый, и второй бунты прошли для их организаторов без каких-либо последствий, - продолжает Оспан Кунтубаев. - Их никто даже в карцер не посадил, несмотря на то что они ударили техничку, испортили имущество на сотни тысяч тенге. И бунтари почувствовали себя героями. Почувствовали, что им можно все. Но я не пойму: а в чем тогда суть воспитания и как их воспитывать, если ругать нельзя, ставить решетки на окна (заслон постоянным побегам) нельзя. Я хочу, чтобы они почувствовали разницу между “хорошо” и “плохо”, а для этого нужен не только пряник, но и кнут. А мне сверху говорят: “А ты знаешь, что такое гуманизация?..”
После нескольких бунтов воспитанников, действительно организованных по лекалам отпетых уголовников в колониях строгого режима, руководство школы било во все колокола, прося пересмотреть порядок формирования их контингента и направлять сюда подростков до 14 лет, которых еще можно наставить на путь истинный, как, собственно, это и было раньше. Но получилось с точностью до наоборот: теперь в заведение, относящееся к системе образования и имеющее достаточно мягкий режим содержания, направляют несовершеннолетних преступников в возрасте до 18 лет, совершивших преступления как средней тяжести, так и тяжкие.
- И вот представьте: в одном здании, на одной территории находятся ребятишки 11-12 лет, характеры которых еще можно лепить, и Крым и рым прошедшие 17-18 летние парни, - вздыхает директор. - Будет толк от таких “особых условий воспитания”?! Это самая грубая ошибка тех, кто сидит в Министерстве образования, - не учитывать возрастных особенностей детей. Там пишут законы, не советуясь с нами, парламент их принимает, а потом все удивляются: откуда у нас подростковая преступность? Да вот отсюда…
Галина ВЫБОРНОВА, anri1@mail.kz, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

