7260

Социализм с масимовским лицом

Почти полтора года назад указом президента был принят Стратегический план развития Казахстана до 2020 года. Документ предполагал, что за предстоящее десятилетие доля малого и среднего бизнеса в структуре ВВП вырастет на 5-7 процентов! Но сегодня становится ясно: даже этот крайне неамбициозный, пессимистический прогноз практически нереализуем.

По количеству госпредприятий и их доле в ВВП Казахстан сегодня приближается к периоду, предшествовавшему обретению независимости. Спустя 20 лет Казахстан снова становится все более социалистическим. И судя по программе “Казахстан-2020”, которая видит “основой” ее реализации “результативный государственный сектор”, дальше будет только хуже. Стратегический документ, по которому нам предстоит жить следующие 10 лет, в этом смысле крайне противоречив и нацелен скорее не на повышение эффективности экономики, ее диверсификацию, а на усиленную утилизацию нефтегазометаллодолларов. А “результат”, судя по происходящему в стране, далеко не самое главное и содержательное.

Фундаментальная проблема заключается здесь не в том, что все чиновники априори злыдни и бюджетные вампиры, а в том, что сама структура экономики, ее, если можно так выразиться, философия делают их таковыми. Общество давно и плотно отстранено от контроля над исполнительной властью, а чиновники не имеют никакого страха ни перед Богом, ни перед Законом. Атмосфера безнаказанности и вседозволенности, возможность купить и продать все, включая правосудие, порождают множественные соблазны для чиновников и лиц, к ним приравненных. Запустить руку в бюджет, придумать какую-то схему увода-вывода-распила - это уже своего рода доблесть, спортивный азарт, а случающиеся казусы вроде посадок - это неизбежное эволюционное зло, естественный отбор, который устраняет “слабых” и “недоговороспособных”. Увещевания, окрики верховной власти и даже показательная порка “провинившихся” перестают работать. Хуже того, они лишь повышают “расценки” и делают “коррупционную ренту” еще более высокой для всех участников экономической деятельности и потребителей.
Социалистическое правительство К. Масимова, конечно, пытается что-то делать. Например, едва ли не каждый год принимаются некие стандарты, придумываются рейтинги, новые механизмы мониторинга, оценки эффективности т.н. государственных услуг. Но разве лечат коррупцию рейтингами? Разве возможна эффективность и результативность при отсутствии конкуренции? Если функция власти сводится к созданию и защите больших и малых монополий, то надо ли удивляться тому, что госсектор обрастает всевозможными эпитетами, начинающимися с приставки “не”: неэффективный, неприбыльный, нерентабельный и далее по списку. И это говорят и признают сами чиновники. А простой люд в занимательной филологии не упражняется и рубит правду-матку, утверждая, что госсектор у нас откровенно убыточный и вороватый. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно открыть сайты Счетного комитета, прокуратуры или финансовой полиции и читать, читать, читать. Почти по Пастернаку: “Достать чернил и плакать”.
На днях, выступая с отчетом на совместном заседании палат парламента, председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев заявил, что расходы республиканского бюджета на 2010 год составили 4574,1 млрд. тенге, или 21,1% к ВВП! И, как признался главный аудитор страны, эффективно использовать эти средства не получилось! Основными причинами “нарушения финансовой дисциплины являются издержки и необоснованное планирование бюджетных расходов”. А разве раньше было иначе?

Оценка результатов 7 государственных и 4 отраслевых программ показала, что в большинстве случаев не достигнуты ожидаемые результаты, выявлены серьезные недоработки на стадии планирования”. Данные Счетного комитета подтверждают наши тезисы о том, что страна уже подвержена “голландской болезни” и в основном держится за счет трансфертов из республиканского бюджета. Аудиторы прямо говорят, что “доля трансфертов в объеме доходов областных бюджетов в 2010 году в среднем составила более 60%, а по отдельным регионам достигла 80%, тем самым не расширяется их внутренний потенциал и не укрепляется собственная доходная база местных бюджетов”.
Отдельная тема - пресловутая “результативность” и “эффективность” использования госактивов. По итогам проверок СК “из-за отсутствия четкой стратегии развития, должного менеджмента, принятия экономически невыгодных и непродуманных решений в управлении вверенными им государственными активами 43 акционерных общества завершили отчетный период убыточно на сумму 39,5 млрд. тенге”.
Проверяя деятельность Министерства финансов, аудиторы обнаружили, что не была введена “в опытную эксплуатацию система “Казначейство - клиент”, на разработку и внедрение которой в 2008-2010 годах израсходовано 585,9 млн. тенге”. “Средства республиканского бюджета в сумме 39,4 млрд. тенге, направленные в декабре 2010 года на увеличение уставного капитала акционерных обществ, в последующем были размещены на депозитах и текущих счетах банков”.
Исследуя эффективность гос­программы развития сельских территорий на 2004-2010 годы, представители Счетного комитета нашли, что ее основная цель - создание условий жизнеобеспечения аула (села) на основе оптимизации сельского расселения - “не достигнута”! Как показывают итоги проверок, “неэффективно организована работа по развитию системы образования. В 279 сельских населенных пунктах школы не соответствуют установленным нормативам, 259 поселений школами не обеспечены. В 53 селах из-за нехватки ученических мест обучение организовано в 3-4 смены”. Объекты здравоохранения в 4939 селах (84,7%) располагаются в арендованных и приспособленных помещениях, в 78 селах республики объекты здравоохранения отсутствуют. “За период реализации госпрограммы общая протяженность построенных дорог местного значения составила 197,2 км”. “Изношенность электрических сетей и оборудования ряда областей превысила 90%, к промышленной сети электроснабжения не подключены 73 сельских населенных пункта”.

Проверка эффективности госпрограммы функционирования и развития языков на 2001-2010 годы обнаружила “нарушения требований бюджетного и иного законодательства на общую сумму свыше 4,7 млрд. тенге, в том числе выявленные в ходе настоящего контроля - на сумму 3,9 млрд. тенге”. Контролем установлено, что “в Комитете культуры Министерства культуры РК за АО “Казах­фильм” по бухгалтерскому учету не числилась дебиторская задолженность на сумму 1,5 млрд. тенге по невыпущенным детским, анимационным и другим фильмам. На реализацию мероприятий гос­программы из местного бюджета не выделены запланированные средства в сумме 2,6 млрд. тенге, не освоены выделенные средства республиканского бюджета в сумме 0,5 млрд. тенге”.
Такое перечисление можно было бы продолжать довольно долго. И в этой ситуации помимо нас, простых налогоплательщиков, жалко и аудиторов во главе с Омарханом Оксикбаевым. Последние, аки Кассандры, предупреждают, информируют, призывают, а толку мало. Сизифы современности. Труд и плач Оксикбаева (фамилию главного аудитора можно с казахского перевести как Плачев) пропадают втуне.
То, что средства республиканского и местных бюджетов тратятся неэффективно, а зачастую и вовсе разворовываются, сегодня видят не только госаудиторы. Рядовые обыватели могут не хуже завзятых ревизоров рассказать, кто и сколько “спилил” с того или иного “бюджетного куста”. Проблема коррупции и воровства сегодня наиглавнейшая в стране. Она порождает недоверие к политике вообще и заставляет искать сильные, действенные альтернативы. Она, срастаясь с глобальной идеей “справедливости”, толкает людей на крайние меры и шаги. Люди уже жгут себя в общественной приемной партии власти или взрывают себя в проходной департамента КНБ. А что будет дальше? Как ответ на “левизну” правительства оппозиционные партии и пресса выдвигают все более и более социалистические лозунги вроде всеобщей национализации всего и вся. “Лекарства” оказываются едва ли не хуже “болезни”. Разве мы это уже не проходили в начале прошлого века?

Айдос САРЫМ, политолог, вице-президент ОФ “Абай-информ”, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть