13768

Афганский синдром

Уже неделю не утихают страсти в городском маслихате Шымкента. В центре скандала секретарь маслихата Жангельды МАКАШЕВ, которого народные избранники большинством голосов решили освободить от должности. Казалось бы, вполне заурядное событие. Однако сторонники отставного секретаря заварили такую кашу, что расхлебывать ее пришлось не только депутатам и местному филиалу “Нур Отана”, но и людям, сторонящимся политических интриг.

Инициаторами отзыва Макашева с должности секретаря маслихата стали депутаты-нуротановцы. Формально поводом для отставки стало то, что Макашев не является членом правящей партии. Впрочем, не имеет партбилета и аким Шымкента Арман ЖЕТПИСБАЕВ, что, по мнению партийцев, политически неверно.
- Год назад, когда Макашев стал секретарем маслихата, его кандидатуру с нами никто не согласовывал, - говорит председатель городского филиала НДП “Нур Отан” Умерзак МЕЛДЕХАНОВ. - Да Бог с ним, мы не зациклены на партийной принадлежности Макашева. Будь Жангельды социально активным, имей он принципиальную позицию в тех вопросах, что встают перед ним, мы бы не стали поднимать эту тему. Однако ситуация складывается так, что мы вынуждены вмешаться.
Макашеве мы уже рассказывали в одной из наших публикаций. Несколько лет назад, будучи руководителем одной из общественных “афганских” организаций, Жангельды Менлибаевич оказался замешан в скандале вокруг продажи земли, отведенной властями под мемориальный комплекс в честь воинов-интернационалистов.
- Или другой пример: незадолго до того как стать секретарем маслихата он возглавлял государственное коммунальное предприятие “Кадр”, - говорит Умерзак Мелдеханов. - Потом он каким-то образом умудрился приватизировать это предприятие, принадлежащее государству, а сев в кресло секретаря маслихата, передал руководство “Кадром” своей супруге.
Но даже не это, по словам партийцев, пошатнуло их веру в Макашева. Четыре года назад Жангельды Менлибаевич был членом “Нур Отана”, но уже тогда вышел из его рядов. В то время шла подготовительная работа к очередным выборам в маслихат, и Жангельды Макашев баллотировался в депутаты. “Нур Отан” в качестве кандидата в депутаты от того округа, по которому шел Макашев, поддержал другого партийца.
- Из-за этого Жангельды разругался с городским бюро партии, - вспоминает Мелдеханов. - Дошло до того, что он принялся оскорблять и партийцев и партию, а потом и вовсе заявил о своем уходе из “Нур Отана”. Спустя три-четыре года, став секретарем маслихата, он начал проситься назад - в партию. Помня о его выходке, мы отказали. Однако Макашев был настойчив: несколько раз выходил на меня с тем, чтобы я положительно повлиял на вопрос о его возврате в “Нур Отан”, засылал высокопоставленных просителей. Но позиция моя и товарищей была такова: раз однажды он предал нас всех, то ему не место среди нас.

Эти и другие аргументы заставили 24 маслихатовцев из фракции “Нур Отана” инициировать отзыв Макашева с должности сек­ретаря маслихата. А уже на следующий день группа мужчин, представившаяся воинами-интернационалистами, выступила с громким заявлением: если Макашева не вернут в секретарское кресло, то 800 ветеранов афганской войны выйдут из “Нур Отана”. Решение в поддержку опального секретаря озвучил небезызвестный нашим читателям экс-советник акима Шымкента Армана Жетписбаева Мухтар МУХАМБЕТЖАН - кстати, тоже ветеран афганской войны (см. “Опасный человек”, “Время” от 1.10.2009 г.). Это он осенью 2009 года сделал ряд громких заявлений, обвиняя своего бывшего шефа в коррупции. Потом был суд, в ходе которого Мухамбетжан не смог предоставить веских доказательств коррумпированности мэра, за что был признан Фемидой клеветником и осужден на полтора года. И вот теперь он публично обе­щает: если его боевого товарища Жангельды Макашева не восстановят в прежней должности, то он поднимет на ноги всех воинов-интернационалистов Казахстана.
- Мы инициируем выход из “Нур Отана” наших товарищей - воинов-”афганцев”, входящих в ассоциацию, а это как минимум 800 человек, - заявил Мухамбетжан. - Мы такой партии не нужны, и она нам не нужна!
Этот жесткий ультиматум Мухамбетжан и его товарищи поставили перед акимом области Аскаром МЫРЗАХМЕТОВЫМ.

Между тем не все афганцы разделяют намерения Мухтара Мухамбетжана. Лидеры Союза ветеранов локальных войн и Афганистана, а также члены объединения воинов-инвалидов афганской войны не скрывают возмущения выходкой Мухамбетжана.
- Его никто не делегировал делать такие заявления от нашего имени, - говорит председатель объединения воинов-инвалидов афганской войны Владимир СЛОБОДЯНИК. - О “массовом выходе” наших ребят из “Нур Отана” мы вообще узнали из сюжета по новостям. Раз депутаты решили отстранить Жангельды от должности, тем более общим голосованием, то какое право мы имеем им диктовать что-то? Мы никому не позволим спекулировать нашими именами ради чьих-то интересов. Тем более что печальный урок, который мы получили в мае 2005 года, еще не забыт.

День 2 мая 2005 года остался в истории не только Шымкента, но и всей страны благодаря погромному собранию оппозиционеров в ресторане гостиницы “Турист”. Тогда несколько сотен молодчиков устроили настоящую бойню участникам учредительной конференции движения “За справедливый Казах­стан”. Толпа беснующихся хулиганов метала булыжники и бутылки в Жармахана ТУЯКБАЯ, Алтынбека САРСЕНБАЕВА, Булата АБИЛОВА и их соратников. Среди тех, кто пришел в тот день к “Туристу” бить инакомыслящих, были и воины-интернационалисты. Более того, эту беснующуюся ораву возглавлял... Мухтар Мухамбетжан. Спустя немного времени практически все активисты ветеранских организаций Казахстана осудили Мухамбетжана, заявив, что это он обманом втянул своих боевых товарищей в эту свару.

А ведь всего лет 10 назад сам Мухтар Мухамбетжан был непримиримым оппозиционером и даже возглавлял региональное отделение РНПК - партии Акежана КАЖЕГЕЛЬДИНА. Позже он перешел в лагерь “Нур Отана”, откуда с завидным рвением клеймил своих вчерашних товарищей по оппозиции. Сейчас, похоже, его политические взгляды вновь претерпели изменения.
- Я, как человек, работавший и во власти, и в оппозиции, скажу: у нас интересы кланов попирают интересы государства, - констатирует Мухамбетжан. - Мы, афганцы, честно служим государству, а государство служит мафии и кланам!
Ну чем, спрашивается, не спич матерого “критика режима”?

А что же сам “виновник торжества” - Жангельды Макашев? После случившегося он ушел в подполье, на звонки журналистов не отвечает, в обществе не появляется. Товарищи Макашева объясняют его молчание болезнью.
И еще. По данным Умерзака Мелдеханова, по всей области едва ли найдется десяток воинов-интернационалистов с партбилетом “Нур Отана”.
- Да и сам Мухамбетжан уже давно не член партии, - добавляет Умерзак Пердебекович. - Так чего же тогда он машет картонным мечом и сотрясает воздух пусть и красивыми, но пустыми словами?

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть