Две большие разницы
В конце минувшей недели в Костанае арестован предприниматель Владимир ЕЛЬЧИЩЕВ. Имя этого 33-летнего бизнесмена прежде было безвестным, однако теперь у него есть все шансы прославиться. Пожнут ли плоды этой славы вместе с Ельчищевым костанайские чиновники - пока вопрос…
На окраине Костаная расположена старая обшарпанная пятиэтажка. На фасаде дома №50 по улице Герцена между первым и вторым этажом прикреплена реклама “Сдаются квартиры”. На самом деле это так называемые малосемейки, в которых селятся люди отнюдь не большого достатка. Впрочем, нас интересует только первый этаж здания. Сегодня он пуст: внутри всё ждет ремонта. Вход с полуразвалившимися ступеньками - тоже. Эти 538,6 квадратных метра части дома и 0,05 гектара прилегающей к нему территории их прежний хозяин В. Ельчищев уже продал. Счастливым собственником стал костанайский центр обслуживания населения. Вот только поздравить с выгодным приобретением ни горожан, ни сотрудников ЦОНа ни у кого язык не повернется. Потому что за добро это из казны заплачено 99 миллионов 400 тысяч тенге, или более 685 тысяч долларов. То есть почти 1300 долларов за квадрат. Не правда ли, шикарная цена за недвижимость на отшибе?
А вот - почти дворец, расположенный напротив популярного супермаркета в центре Костаная. На прошлой неделе над входом в это здание появились яркие буквы - “Нур Отан”. Прежде здесь располагался Финансовый супермаркет, принадлежавший костанайскому филиалу Валют-Транзит Банка. После банкротства его имущество было выставлено на торги, но покупатели на главный костанайский офис все как-то не находились. В конце концов на исходе минувшего года дворец из стекла и синего пластика был продан с открытых торгов. За 48 миллионов тенге. Или примерно за 324 тысячи долларов за здание общей площадью около 1000 квадратных метров. То есть около 300 долларов за квадрат. Шикарное приобретение, не так ли? Его осуществил местный крупный предприниматель Василий РОЗИНОВ, который тут же отдал недвижимость партии, членом политсовета которой он является. Ну а что, дело-то хозяйское. Как говорится, кого люблю, тому даю. Вопрос в другом: отчего партийный квадратный метр при явной выигрышности в месте расположения и годе постройки оказался в четыре с лишним раза дешевле?
Сегодня вопросом ценообразования здания нового филиала костанайского ЦОНа занимаются следователи финполиции. Скандал лишь разгорается, до окончания разбирательств еще далеко, поэтому силовики напрочь отказываются от комментариев, ссылаясь на тайну следствия. Тем не менее нам удалось установить несколько важных фактов, которые проливают свет на то, как было организовано это дело.
Часть того самого здания по улице Герцена была продана на конкурсе по госзакупкам. Состоявшимся он был признан лишь с третьей попытки, так как в Костанае, кроме Ельчищева, почему-то не находилось других желающих принять в нем участие. Однако в последний раз таковых оказалось сразу четверо. Все они предложили цены более высокие, чем Ельчищев. При этом ни у кого из них зданий в наличии не оказалось.
- Одни объяснили, что готовы были купить помещение на конкурсные деньги, другие хотели потратить эти средства на строительство, в общем, все это было несерьезно, - рассказывает директор ЦОНа Алексей БОГДАНОВ.
Богданов, ныне представитель потерпевшей стороны, в тонкости вопроса вник недавно - подготовка к конкурсу и сами торги прошли без его участия. Директор ЦОНа был на больничном, а затем в отпуске. Конкурсом руководила его заместитель Гульжан АСАИНОВА, которая выступила в роли председателя комиссии. Неплохо информирован о событиях руководитель аппарата акима Костанайской области Анатолий ТВЕРДОХЛЕБОВ, который вплоть до недавнего времени курировал работу ЦОНа.
- Как мне объяснили в облфин-управлении, у Ельчищева была оценка этого имущества на сумму 21 миллион, - говорит А. Твердохлебов. - Ее сделали несколько лет назад для определения уплаты суммы налога на недвижимость. Потом, перед участием в конкурсе, он получил оценку на 104 с лишним миллиона. А финпол взял первую оценку и стал “ковырять”, настаивая, что иной суммы нет. Тут надо очень внимательно разбираться…
Анатолия Васильевича придется удивить - минимальная оценка на сумму 21,6 млн. тенге была сделана не “несколько лет назад”, а 11 января нынешнего года. Но на конкурс поступил другой документ - в нем уже значились 104 млн. 194 тыс. 743 тенге. Когда стали разбираться, выяснилось, что в архиве центра по недвижимости существует лишь один акт оценки - январский. Выходит, другой - поддельный? Однако, по утверждению директора ЦОНа Богданова, вопросов у комиссии к нему не возникло: документ был пронумерован, сшит, на нем проставлены все подписи и печати…
- Я полагаю, что все это сделано очень профессионально и долго готовилось, - говорит Богданов.
- А когда вы увидели это здание - какие чувства испытали?
- Ну… Скажу честно, если бы у меня были такие деньги, я бы их за эту недвижимость не заплатил.
- Кто же определил заложить сто миллионов в бюджет на покупку такого помещения?
- Это все бюджетные дела. У нас ведь любые деньги оговариваются с бухгалтерией аппарата акима области, согласовываются с областным управлением финансов. Поймите, ну определился акимат с этой суммой. Мне как директору какой резон от нее отказываться? Сколько дали, столько мы и взяли. Деньги потом пришли не из бюджета области, а из центра, по линии республиканского трансферта. Еще 40 миллионов предусмотрено на ремонт.
- Тогда откуда поставщик Ельчищев узнал о заложенной на покупку сумме - 100 миллионов?
- Понятия не имею…
По словам А. Твердохлебова, аким области Сергей КУЛАГИН, прознав о скандале, “собрал всех и сказал”:
- Так, надо сделать нормальную оценку. Назначить ответственную комиссию, пусть оценит это здание как положено. И все проблемы тогда уйдут.
А вопросы все же остаются. Один из главных - вернутся ли шальные деньги в бюджет? По нашим сведениям, 99,4 миллиона тенге были достаточно быстро перечислены Ельчищеву после конкурса. Часть их он тут же перевел за границу. Остальное снял. Следов этих денег пока не видно - крупных покупок подозреваемый не совершил, больших сумм налички у него дома не нашли. По нашим данным, по делу Ельчищева уже допрошены не только чиновники, но и некая бизнесвумен, которая имеет связи в высоких кабинетах костанайской власти.
Если же вспомнить об антитезе цоновской развалюхи - дворце для “Нур Отана”, то нужно сказать, что его официальная оценочная стоимость в прошлом году составляла 78 миллионов тенге. Вот только купить это здание почему-то долгое время никто не хотел. Или не мог. Так оно и подешевело - ни много ни мало, а сразу на 30 миллионов…
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай, тел. 8-777-2265521, e-mail: stas_kiselev@rambler.ru