40187

Семинар для Шамана

“Об этом наша газета уже писала (см. “На границе тучей ходят фуры”, “Время” от 4.5.2011 г.). Операция по обезвреживанию организованной преступной группировки, орудовавшей на таможенных переходах “Хоргос” и “Калжат”, проводилась в атмосфере большой секретности. Со всей республики в Алматы под видом проведения курсов повышения квалификации стянули порядка двух сотен офицеров финансовой полиции. В минувший четверг, 28 апреля, в предутренний час их подняли по тревоге, сообщив, что в программе семинара предусмотрены и культурные мероприятия - в частности, экскурсия в один из заповедников Алматинской области. Об истинной цели поездки командированные были поставлены в известность уже в дороге.

Прибыв на таможенные посты, они быстро заняли все помещения, изымая документы из сейфов и ящиков столов, компьютеры и даже содержимое мусорных урн. Кроме того, было сформировано несколько групп финполовцев, которые загодя под видом туристов, отбывающих на лечение в Китай, отправились по ту сторону границы. Это было сделано специально, чтобы не дать уйти на китайскую территорию членам многочисленной преступной группировки, в числе которой были представители и криминала, и бизнеса, и государственных органов. И все же, несмотря на все меры предосторожности, полностью избежать утечки информации не удалось - кто-то предупредил о готовящейся финполом масштабной операции около десяти фигурантов этого громкого дела, которые успели податься в бега. Самой заметной фигурой среди них является начальник таможенного департамента Алматинской области Курман Артыкбаев. А в числе задержанных значатся
замначальника департамента КНБ по Акмолинской области Бахыт КУРМАНАЛИЕВ и начальник таможенного поста “Хоргос” Бахыт АЙДАРОВ.
В принципе, безобразия, которые творились на казахстанско-китайской границе, ни для кого большим секретом не являлись. За годы независимости Казахстана никому так и не удавалось навести здесь порядок. Контрабанда в обе стороны шла совершенно открыто под присмотром таможенников, пограничников и других государственных служб. Транспортная и ветеринарная инспекции, карантинная и дезинфекционная службы, хозяева складов временного хранения и различные полицейские подразделения - от борцов с оргпреступностью до дорожных полицейских - в общем, кормились все, кому не лень. Кому сколько причитается, зависело от роли и влияния той или иной госструктуры на жизнь пограничных, таможенных переходов и трассы. А координировали и распределяли откаты околокриминальные деятели, этакие территориальные назначенцы от лица руководства этих госструктур.

Только наша газета обо всем этом писала за последние лет десять примерно по разу в год. И теребила каждого нового председателя таможенного комитета каверзными вопросами, а они все как один клятвенно обещали взять ситуацию под контроль. Обычно после этих обещаний слегка менялось лишь направление идущих с границы нелегальных финансовых потоков, а в остальном все оставалось как прежде. Правда, собираемые с транспортируемых через границу грузов ставки взяток с каждым годом неизменно росли. Так, с января этого года тариф за беспрепятственный проход одной фуры поднялся до 32 тысяч долларов, из которых лишь третья часть шла в государственный бюджет, а остальное делилось на пеструю гоп-компанию из чиновников и крышуемых ими контрабандистов. “Серая” система прохождения грузов через границу не терпела людей, желающих работать “вбелую”, их всячески выживали, создавая невыносимые условия. Да и конкуренции с контрабандистами они попросту не выдерживали - за это можно сказать большое спасибо отечественному таможенному законодательству и тем, кто его разрабатывал и принимал. Если кто не в курсе, установленные ставки таможенных платежей и пошлин таковы, что если их аккуратно платить - можно без штанов остаться. И товар на республиканских базарах будет по таким заоблачным ценам, что покупать его никто не будет. Поэтому коммерсанту выгоднее дать в лапу, нежели соблюдать закон.
По фабуле возбужденного уголовного дела выходит, что создателями этого преступного сообщества являются два алматинца - Талгат Каирбаев и Бахыт Отарбаев, которые сколотили разношерстную команду, специализировавшуюся на максимальном занижении объемов и стоимости ввозимых из Китая в Казахстан товаров, а также содействии в их беспрепятственной доставке в Алматы. Была открыта целая сеть юридических лиц, всевозможных тоошек - “Чакки”, “Бакки Групп”, “Лейла Групп” и других, через которые оформлялся товар по документам, содержащим заведомо ложные сведения о нем.
Преступная группировка была разбита на структурные подразделения, члены каждого из которых отвечали за свой участок работы и имели своего непосредственного босса, знали только его и подчинялись только ему. Например, группа так называемых кубовщиков под руководством некоего С. Давутова действовала на территории КНР, сортируя и упаковывая товары, а затем довозила их до казахстанских таможенных постов. Здесь их встречали сообщники из группы, руководимой неким Ж. Сералиевым, - они работали в нескольких брокерских конторах, расположенных прямо в помещениях таможенных постов. Эти ребята отвечали за подложные документы: договоры, инвойсы, сертификаты, в которых уже указывали фиктивные сведения о товаре.

Допустим, через китайские посты проходила фура, груженная 30 тоннами дорогого товара, а через казахстанскую таможню та же автомашина шла уже будто бы полегчавшая до 10 тонн, причем значилось, что везет она дешевые пластиковые пляжные тапочки.
Дальше работала группа сопровождения под руководством некоего В. Карибаева, отвечавшая за сохранность и беспрепятственную доставку грузов до складов временного хранения “Даму” (не путайте с одноименным госфондом развития малого бизнеса, входящим в госхолдинг “Самрук-Казына”) и “Сторинхаус”, базирующихся на территории логистического центра “Даму” в Илийском районе Алматинской области. Здесь за дело бралась уже группа Е. Малибекова, которая растаможивала груз в центре оформления областного таможенного департамента по левым декларациям. Потом груз передавали коммерсантам-заказчикам, с которых собирали плату за все эти услуги члены еще одной группы, возглавляемой неким Д. Тулебаевым. Затем деньги поступали Каирбаеву и Отарбаеву, которые делили выручку между всеми участниками. По мнению следствия, эти двое сумели коррумпировать целый ряд госслужащих, в числе которых оказались шеф Алматинской областной таможни полковник Артыкбаев и замначальника Акмолинского департамента КНБ полковник Курманалиев, прикрывавшие их действия.
А теперь несколько ярких штрихов к портретам двух последних персон. Курман Артыкбаев - личность для нашей газеты известная: еще лет десять назад мы спрашивали у него, как он, занимая пост одного из первых руководителей ДВД Алматы, так ловко сумел поставить на коммерческую основу распределение должностей и трудоустройство в органы полиции. Он стеснительно называл все это слухами и происками недоброжелателей. Именно г-н Артыкбаев стал спонсором фильма про то, как ему удалось раскрыть дерзкое нападение на инкассаторов “ТуранАлем банка”. Хотя, по мнению многих его коллег, его роль в том громком деле им самим была сильно преувеличена. Кстати, по нашей информации, перед тем как податься в бега от финполиции, полковник Артыкбаев получил новое назначение - на должность замминистра МВД РК. Был даже приказ подписан, и 16 мая он собирался выйти на новое место работы. Коррективу в эти планы внесла неожиданная операция финполиции на “Хоргосе” и “Калжате”.

По поводу полковника КНБ Курманалиева пока скажу совсем мало: будучи замначальника
Акмолинского департамента, он постоянно был прикомандирован в Алматинский регион по какой-то служебной надобности. По мнению наших источников, его роль в нынешней истории с контрабандными грузами из Китая в официальных документах следствия сильно занижена. Скорее, не он служил контрабандистам, а наоборот. Но сомневаюсь я, что следствие по этому делу будет достаточно эффективным. Причин обойтись полумерами - масса.
Официально было озвучено, что эта группировка нанесла казне вреда на сумму 130 миллионов долларов. В действительности же доходы от теневой деятельности на казахстанско-китайской границе намного выше. Для сравнения: стоимость транспортировки с юга Китая через всю эту гигантскую страну контейнера с грузом до Урумчи стоит 2700 долларов, а только поднять шлагбаум на “Хоргосе” - более 2 тысяч долларов. Как говорится, почувствуйте разницу. Через таможенный пост “Хоргос” проходит в сутки порядка 100 фур. Как мы уже указывали выше, мзда с одной машины составляет примерно 25 тысяч долларов. Получается 2,5 миллиона долларов в сутки! Показатель, сопоставимый с доходами от нефтяного бизнеса. Даже самые осторожные эксперты считают, что отстранение криминала от финансовых потоков и легализация предоставляемых коммерсантам услуг позволили бы увеличить ежемесячные поступления в казну сразу на 2-3 миллиарда долларов. Правда, при нынешнем таможенном законодательстве это привело бы к неминуемому росту цен на рынках и, как следствие, - к недовольству народа. Так что вполне может статься, что нынешняя эффектная операция органов закончится очередным переделом сфер влияния на казахстанско-китайской границе. Действующие лица поменяются, а правила игры останутся прежними. Во всяком случае, раньше все развивалось именно по такому сценарию...

...По нашей информации, сейчас в этом деле начинают маячить имена нескольких еще более высокопоставленных сотрудников КНБ и таможни уже республиканского уровня. В качестве связующего звена между ними и контрабандистами засветилась некая фигура, проходящая в материалах под кодовым именем Шаман. Рискнет ли финпол пойти по иерархической лестнице выше уже официально озвученных им персон - станет понятно в самое ближайшее время.
И еще. Очень меня интересует, какова роль в этой истории председателя Таможенного комитета РК генерала Козы-Корпеша Карбузова, который, к слову сказать, в недалеком прошлом   руководил антикоррупционным департаментом в КНБ? Впрочем, не будем о грустном...

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail: benditsky@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА

Поделиться
Класснуть