Добро пожаловать в ИЗО
В конце мая в Алматы откроется Contemporary Art Center of Central Asia. В большом выставочном зале в центре мегаполиса покажут всё, на что способны в данный момент казахстанские мастера современного искусства, кроме разговоров о том, что у нас всё так плохо, а в Венеции так всё хорошо. Возглавляет проект известный дизайнер Нурлан ТУРЕХАНОВ, которому не привыкать двигать модерновые проекты.
- Как вам эта идея в голову пришла?
- Ну, она не мне пришла, хотя такая идея, наверное, приходила в голову каждому нормальному человеку. Просто конкретно в этот раз собралась одна инициативная группа, человек 15. Они сели и начали думать, что бы сделать хорошего. И решили открыть центр современного искусства. Мне предложили возглавить проект на какое-то время. Мы встретились с бизнесменами, они дают нам большой холл - 800 кв.м - в центре города. Для Казахстана - более чем.
- Вот вы все о культуре… А ХОДОРКОВСКИЙ как-то сказал, что у него в голове не могут ужиться две вещи: наличие многомиллиардного фонда национального благосостояния РФ и детская смертность от болезней, просто требующих дополнительных квот на лечение.
- А у нас то же самое, и у меня это прекрасно уживается в голове. Потому что государство сейчас закупает самые дешевые лекарства, которые не лечат. Люди из власти, предпочитающие лечение в самых дорогих зарубежных клиниках, соотечественникам предлагают всё самое дешевое.
- Современное искусство - оно ведь не очень приживалось на земле казахстанской. Где кадры будете брать?
- Нам бы не хотелось привлекать тех, кто уже что-то делал в этом направлении. Мы ищем новые имена. Сверхзадача проекта - дать людям площадку и свободу самовыражения. Да, сейчас неоткуда брать людей, и мы как раз собираемся заняться воспитанием новых художников.
- С учетом того, что современное искусство часто оппозиционно и политически окрашено, воспитательный процесс может скоропостижно прерваться.
- Во-первых, понятно, что мы воздержимся от откровенно антиправительственных вещей: никто нам не даст такое делать. Во-вторых, протестность же выражается не только по отношению к власти - современная культура часто протестна сама по себе, ко всему в целом. Потому что искусство - это авангард, а когда ты впереди - значит, не солидарен с толпой.
Если говорить более предметно, то существует большой разрыв между тем, что делает радикал Канат ИБРАГИМОВ, и всем остальным. Это пространство мы и планируем заполнить.
- Вы уже объявили отбор работ для центра. А представьте, что в результате селекции вам просто нечего будет выставлять. Или пустой гулкий зал на 800 квадратов как раз очень точно проиллюстрирует положение с искусством в стране?
- В этом же весь кайф! Мы откроемся, даже если ничего не найдем, потому что если искать весь экспозиционный объем сразу, то центр не откроется никогда.
- Как вы относитесь к тому, что наиболее яркие образцы казахстанского contemporary art связаны с эксплуатацией жестоких образов: отрубленных конечностей животных, кровавых шкур и так далее? Тоже такое ставить будете?
- В искусстве должна быть энергия. В идеале - позитивная. Очень легко играть на страхе и на чувстве отвращения, поскольку эти чувства сильно развиты у всех. Когда человек очень сильно чего-то испугается, у него могут даже ноги отняться. В то же время, если он влюбится сильно - а любовь - мощнейшее чувство, конечности в любом случае сохранят свои функции. То есть чувство прекрасного может быть сильным, от него тоже колбасит, но тот же страх заведомо круче. А мы ставим себе целью именно развитие чувства прекрасного у народа. Не страха.
- Вы в курсе, что студенты-рисовальщики художественных колледжей сдают экзамены по тестам? Вопросы там вроде “Какой формы стирательная резинка?”
- Это потому, что образованием управляет государство. То есть люди, которые не совсем понимают, что надо делать. Чтобы сделать лучше, надо думать. А государство сейчас позволяет этого не делать.
Как так могло случиться, например, что бойцы “Сункара” пошли на штурм в касках, которые можно палкой проткнуть? Как они не смогли трех экстремистов взять, ведь это же элитное подразделение, сверхпрофессионалы!? Учти еще, что “наверху” знают, что такое “Сункар”, а про Жургеновку или архитектурно-строительную академию они и не слышали. С другой стороны, я понимаю, что это нормальное положение вещей. В смысле - всё логично. Нелогично было бы, если бы при нынешней ситуации в стране “Сункар” оказался экипирован на сто процентов и блестяще выполнил свою задачу.
- И что?
- Вот мы сейчас начинаем программу, которую условно назвали “Лучший город в мире”. Пригласили людей. Разработали дизайн программы, делаем газоны, уличные скамейки, фонари… Пока это всё очень убогое, а мы хотим сделать внешность города лучше. И вот так помаленьку город будет становиться все лучше и лучше.
- Нурлан, у вас маршрут какой - вы сели в машину, приехали в офис на Аль-Фараби, пообщались там на тему современного дизайна, в Интернете посмотрели про искусство. А если вы пойдете поздно вечером пешком прогуляться в районе “Саяхата”, то там вам и навалять могут за просто так. Это другая жизнь. Все ваши начинания - они на неё повлиять способны?
- Я думаю, да. Потому что когда чуть поранишь палец иголкой, то чувствует не только палец, но и все тело.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, tulegen@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

