Война позитиву
В течение шести дней в ходе арт-акции в театре “АртиШок” алматинские художники Антон БОЛКУНОВ и Сергей МЕЛЬЦЕР потрясали мымр. Для чего использовали собственную графику, друзей-соратников и все виды искусства. Делали это абсолютно бесплатно, исключительно из революционных побуждений.
Южная столица - город больших понтов и маленьких радостей, мегаполис с апокалиптическим стремлением к позитиву. Город, где активная жизненная позиция неприемлема, поскольку мешает появлению брюшка, главного показателя сытой и спокойной жизни. Именно этим органом измеряется счастливая жизнь МЫМР - МЫтарей Маленьких Радостей.
- Мы не какие-то, блин, интеллектуалы, но хочется разнообразия, - говорит Антон Болкунов.
Разнообразие - это черно-белая графика, навеянная российскими писателями, произведения которых многие считают чернухой - Сорокин, Елизаров, Мамлеев. Работы Мельцера и Болкунова безупречны по технике, но слегка шокируют обывателя. Радостный грибник, поросший одуванчиками, тянется к мухомору и одновременно какает себе на голову. Такой вот круговорот еды в природе. Или воспитательный процесс с громадной бабой и худым пацаненком. Адская смесь эротики и кошмара, все, как в реальной жизни. Участники шестидневки читали Сорокина, шокировали неприглядными физиологическими процессами типа ковыряния в носу. А украинский хор пенсионеров сменялся мужиком, переодетым в бархатное платье и поющим на французском языке.
- В нашем городе приветствуется только то, что вызывает улыбку. Востребовано то, что развлекает или способствует умножению позитива. Любые некрасивые, негативные процессы словно не существуют. Наши люди любят внутренний и внешний комфорт или хотя бы его видимость. Главная установка в обществе: у меня есть семья, дети растут, все хорошо, и главное - нет войны.
- Вы против детей? Или хотите крови?
- Мы за всяческие радости, но против бесконечного стремления к позитиву. Да, мы здесь действительно живем неплохо, но давайте признаем за действительностью право на разнообразие. Только и всего.
- Это похоже на пир во время чумы, - подхватывает разговор Сергей. - Люди засовывают голову в песок и делают вид, что все прекрасно.
- Позитив вызывает неприязнь не как факт, - снова вступает Антон, - а как тенденция постоянного стремления закрывать глаза, уши, ноздри на все, что отличается. Мы, как дизайнеры, очень часто сталкиваемся со стереотипами. Например, у нас невозможно чуть сдвинуть рамки: если смайлик - то только со стандартной улыбкой, и ни в коем случае нельзя использовать черный цвет, потому что он ассоциируется с трауром.
- По-вашему, высокое искусство - это сморщенная плоть, какание на голову и т.д.?
- Мы не понимаем, почему эти вещи депортированы из области искусства. Разве мы не ходим в туалет, не ковыряем в носу, не используем ненормативную лексику? Но даже в таком нестандартном месте, как театр “АРТиШОК”, многие зрители были шокированы читкой рассказов Сорокина. Говорили: “Фу, это мерзко. Такие слова, такие действия”. В этом как раз и состоит искусство - ты можешь примерить какие-то неожиданные вещи. Это альтернативная реальность.
- У нас народ не склонен к поиску альтернативы...
- Я бы сказал, вообще ни к чему не склонен... - говорит Сергей. - Поэтому очень часто гражданская позиция подменяется странными действиями, никак не влияющими на реальную жизнь. Например, мне недавно прислали из Караганды письмо, под которым собирают подписи, чтобы не допустить вырубки каких-то деревьев. Я не понимаю, что изменится, если я поставлю свою подпись? Если ты хочешь спасти деревья - прикуй себя к ним цепями, сделай что-то. Но когда люди не могут решиться на конкретные поступки, то подменяют это виртуальными телодвижениями. Вот, мол, моя гражданская позиция, и фигня, что от такого ее выражения ничего в мире не изменится.
- А зачастую установка на позитив, - говорит Антон, - и замещает активную гражданскую позицию. Дескать, я хочу любви, поэзии, поэтому мне интересно все только радостное. Но человек был бы гораздо свободнее, если бы сам не заключал себя в жесткие рамки, признавал существование в мире и других красок.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимура БАТЫРШИНА, Алматы

