Нелогичная жизнь Шафера

Когда-то юный Шафер серьезно обидел Брусиловского. Маститый композитор целый год уговаривал талантливого юношу целиком посвятить себя музыке, а тот выбрал филологию и вместе с супругой, увлекаемый комсомольским порывом, отправился в самое отдаленное село Восточного Казахстана учить детей. И это несмотря на то, что мэтр договорился о его приеме в Уральскую консерваторию, а музыку, написанную Шафером в школьные и студенческие годы, до сих пор исполняют солисты филармонии Астаны и крутят на столичном радио.
Вообще в жизни этого человека современный обыватель найдет мало логики. Шаферу было 10 лет, когда его вместе с родителями в числе прочих евреев, греков и молдаван депортировали из Бессарабии в Акмолинскую область. На сборы отвели два часа, мальчик едва успел забрать свое главное богатство - 30 грампластинок. Прибыв на новое место, он каждый вечер ходил из барака в барак и читал соотечественникам, плохо знавшим русский язык, стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
Спустя время его предал единомышленник (в будущем - преподаватель КазГУ. - О.В.), распространявший среди казахстанской интеллигенции запрещенную литературу и попавший на карандаш в НКВД. Шафер взял всю “вину” на себя, а ведь первоначально по его делу шло 30 человек, и судья очень рекомендовал “развязать язык”. В “Хронике текущих событий”, выходившей в Советском Союзе самиздатом, в 22-м выпуске указано: “7 сентября 1971 г. в г. Павлодаре Казахской ССР арестован доцент пединститута, кандидат филологических наук Наум Шафер. Ему предъявлено обвинение по ст. 170-1 УК КазССР (190-1 УК РСФСР). Среди инкриминируемых Шаферу материалов - рассказ А. И. Солженицына “Пасхальный крестный ход”, повесть Ю. Даниэля “Говорит Москва”, песня А. Галича про “белые столбы”, стихи целиноградского поэта Прокурова, стихи А. Ахматовой и А. Твардовского…”
Пока Шафер хлебал лагерную баланду, спасенный им преподаватель защитил докторскую. После лагерей как “политический” Наум Григорьевич был отлучен от любимого дела, не имел права преподавать в вузах, перебивался случайными заработками. Но продолжал тратить свободное время, бесплатно перезаписывая музыку со своих грампластинок всем желающим - у бессребреника Шафера без зазрения совести пасся даже не Павлодар - весь Союз. Однажды о его супруге, Наталье Михайловне КАПУСТИНОЙ, написала всесоюзная “Учительская газета”. Некая учительница из Горького явилась к ним домой, неделю у них жила, и Наум Григорьевич день и ночь записывал ей на магнитофон приглянувшиеся музыкальные вещи (помимо прочего ей для уроков истории понадобился голос Гитлера), а еще тринадцать кассет дописал после ее отъезда и отправил вдогонку. Подобных историй тысячи.
Необыкновенного павлодарца с его уникальной коллекцией в 27 тысяч грампластинок, 600 из которых - раритеты, зазывали жить в Россию и Израиль. Предлагали квартиры, работу, музейное помещение под коллекцию. Регулярно появлялись желающие приобрести за огромные деньги его фонд. А он продолжал ютиться со своим богатством в малогабаритке Павлодара, в которой все пространство от пола до потолка занимали самодельные стеллажи с пластинками и книгами, практически не оставлявшие хозяевам жизненного пространства.
Лишь несколько лет назад, когда стеллажи рухнули, городские власти выделили помещение и помогли создать дом-музей Шафера с условием, что профессор завещает после смерти свое богатство городу.
Потом власти пожелали получить коллекцию в коммунальную собственность еще при жизни владельца, в дом-музей стали наведываться специалисты с финансовыми проверками, не сумевшие обнаружить нарушений, грозились отнять часть комнат. А он, не обращая внимания, продолжает проводить музыкальные вечера для горожан, встречи с интересными людьми - поэтами, певцами, музыкантами. Небольшой актовый зал во время этих мероприятий бывает так переполнен, что хозяин не всегда может пробраться на сцену, чтобы произнести приветственное слово. Его фонотекой бесплатно пользуются студенты и школьники.
- Как у вас так получается - не помнить обиды? - спросила я профессора накануне юбилея.
- Я благодарю Бога, что не озлобился. А о том, как мы жили в советское время, нужно судить не по тем пропастям, в которые мы катились десятилетиями, а по тем вершинам, которых мы достигли.
Он живет в провинциальном Павлодаре, но серьезно влияет на мировую культуру. В 2010 году Шафер боролся с очернителями имени Горького, обвинявшими давно ушедшего великого писателя в травле молодых талантов. Изданный в Павлодаре тиражом 50 экземпляров диск с песнями Высоцкого и музыкой Дунаевского, умершими в один день - 25 июля - с разницей в 25 лет, в котором профессор доказывал, как тесно переплетаются симфонии блистательного композитора с песнями хриплого барда, произвел в прошедшем году фурор в Штатах и Канаде. Отныне там решено 25 июля отмечать как день памяти Дунаевского и Высоцкого.
Живя такими масштабами, мелочи можно не замечать.
Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар, тел. 8-7772265543, e-mail: ovoronko@mail.kz