6236

Мужской разговор

Мужской разговорВ 1985 году, когда автор этих строк готовился пойти в первый класс, Геннадий ЗЕМЕЛЬ (на снимке) получил премию кинопроката СССР за самый кассовый фильм года. На его музыкальную комедию “Нужна солистка” очереди были не меньше, чем за колбасой, что, как вы понимаете, говорит больше о фильме, чем о колбасе. Эту ленту Геннадий Фрицевич снял на Латвийской киностудии. Потом сделал еще один, “Латыши!”, а потом пригодился там, где родился - в Казахстане.

Земель давно не снимал фильмов сам. Сейчас его работа и опасна, и трудна, но далеко не всем видна: Геннадий Фрицевич трудится на многих казахфильмовских проектах вторым режиссером, правит сценарии, преподает на курсах сценарного мастерства - короче говоря, выполняет ту работу, на которой не найдешь ни денег, ни славы, но, быть может, найдешь себя. Поэтому имени Земеля за пределами кинематографической тусовки практически никто не знает. Зато внутри нее его знают и уважают все.
Еще его любят слушать - Земель говорит правильные вещи.

О корнях

Я родился в Карлаге. Там познакомились мои родители - латыш-отец и украинка-мать.
В 1961 году, когда Гагарин полетел в космос, мы поехали в Латвию. Но родителям можно было жить только в ста километрах от Риги, а там они жить не смогли. И вернулись.
У меня и сейчас латвийское гражданство. Почему я не живу там? Да потому что я люблю Казахстан.

О первом фильме

Я начинал с музыкальной комедии. Пришел на Латвийскую киностудию после высших режиссерских курсов. Мне сказали: “Земель, мы за тебя деньги платили? Платили. Давай оправдывай”. А там один старичок, у которого авторитет был, как у Асанали АШИМОВА сейчас, хотел снять музыкальное кино. Когда я пришел, фильм был завален на 50 процентов. Я отказался от сценария, написал за три дня новый о развалившейся группе, которая собирается вновь. За основу взял “Великолепную семерку”. И однажды я проснулся знаменитым.

О “Людоеде”

Этот фильм мы сняли в 1991 году. В основу сюжета положено знаменитое Кенгирское восстание 1954 года. Знаменитое и никому не известное одновременно (восстание заключенных в Кенгире, подавленное с применением армейских частей и танков. По некоторым данным, было убито до тысячи человек. - Т.Б.).
Я хотел что-то рассказать о том страшном событии. Это же хуже Освенцима! Начал думать, собирать материалы. Когда понял, как это сделать, мне сказали, что я неправильно понял. Что есть люди умнее, честнее и благороднее меня. Но я все равно сделал фильм так, как я его понимаю. Тогда мне сказали: “Не простим”.
И не простили. Не простили участники восстания. Не простила латышская сторона (в Кенгире сидело много латышей. - Т.Б.) и казахстанская. Те, кто был в теме и кто ничего не понимал.
Но прошли годы, и те люди, которые писали про меня, что я козел, просят у меня прощения. Они поняли, что в целом я все правильно сделал. Теперь “Людоеда” показывают как документальное кино. Николай СВАНИДЗЕ включил фрагменты из моей картины в свой фильм. Я никаких дивидендов от этого не получаю, но мне и не надо. Странно, правда, что люди думают, что все именно так в Кенгире и было. Так не было. Я сам все придумал.

О кино в Казахстане

Кино для Казахстана не есть естественная потребность. Это просто дар судьбы, что есть деньги и мы можем снимать. Развален грандиозный кавказский кинематограф. Его нет и не будет еще лет сто. Нет балтийского кино.
А казахское есть.
Но есть и проблемы. Что человек хочет от кино? С какой целью идет в него?
Почему люди, у которых много денег, не идут в спорт? Почему бы сыну олигарха не стать олимпийским чемпионом и таким образом прославиться? Потому, что придется пахать! Тренироваться! Ни одного чемпиона нет из богатеев.
Всем заправляют “хотелки” с непомерным эго. Раньше на иконах имена авторы не ставили - грех. А сейчас намалюют со спичечный коробок, а свою фамилию - на аршин.

О перспективе

То, что у нас много снимают, даже если снимают неважно, это хорошо. Рано или поздно количество перерастет в качество. Казахстан имеет роскошь создавать свой кинематограф. Нам все кругом завидуют. Важно сохранить кино. Я думаю, у нас сейчас есть два лидера. Это Тимур БЕКМАМБЕТОВ и Ермек ТУРСУНОВ. Турсунов снял очень интересное кино - возвращение к “великому немому”. Почему все так пищат от него на Западе? Потому, что они не могут позволить себе снимать такие фильмы. А мы можем.

О памяти

Я как-то спросил своего сына, когда закончилась Вторая мировая война, и он сказал, что 9 мая. Тогда мне стало понятно, что его 18 лет - пустое расстояние между нами. Молодое поколение не знает элементарных вещей.
Война закончилась 2 сентября 1945 года. Эта дата никогда не будет отмечаться, потому что тогда придется признать, насколько велика была цена победы. Американцы залудили атомные бомбы в Японию для Сталина, чтобы сказать ему: не ходи сюда, это наша территория. Он же собирался пойти на острова.
Нынешняя молодежь не знает ничего о прошлом своих отцов и детей. Вот в чем трагедия.

О главном

Мне однажды отец сказал: “Сынок, ты достал меня со своими непонятными вопросами. Ты мне один раз мужской вопрос задай!”. Я спрашиваю: “Батя, а какой?” - “Ну расти, потом сам поймешь”. И вот я вырос, снял “Людоеда”, про которого отец сказал, что это фигня на постном масле, потому что в жизни было страшнее... Вот уже отцу умирать, он лежит на смертном одре, а я вдруг спрашиваю его: “Ты когда-нибудь убивал людей?”.
Он: “Ну вот, наконец-то ты додумался до главного вопроса. Теперь я тебя самого спрошу: как ты думаешь, я мог убить человека? И это остается на твоей совести - решить за меня. Я-то сам знаю, убивал или нет”.
Вот это был мужской разговор.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail:
tulegen@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Класснуть

Свежее