Масштабная зачитка
ТАКЕЖАН - один из самых читающих исполнителей казахстанской современности. Ведь он читает рэп, тем самым исполняя свое земное предназначение. Это не тот речитатив, что мы привыкли слышать по телевизору:
“реальные подруги танцуют на досуге”.Такежан выдает острые, как холецистит, тексты:
“У нас тоже есть звёзды Арэнби, это мы,
Тяжеловесы, госчиновники, агашки,
Нам, конечно, не по двадцать, нам под пятьдесят,
Но мы так же, как и американские рэперы,
Тратим деньги мешками, ездим на крутых тачках,
Летаем на вертолетах, расстреливаем из пулеметов
Редких животных, занесенных в Красную книгу...”
На небосклоне казахстанского шоу-биза Такежан появился в 90-х. И сразу вверг народ в ступор своей “Казахской задорной” - вольным музыкальным переложением песни Абая “Айттым cәлем, Қаламқас!”. Композиция получилась настолько удачной, что исполнителя без промедления обвинили в издевательстве над национальным достоянием и антинародной деятельности.
Хотя Такежан, привнеся в классическую песню визуальную кислотность и бесшабашную молодость, всего лишь хотел...
- ... донести песню Абая до слушателей целиком, - говорит рэпер. - Ведь в народе поют только три куплета, а все остальное остается за бортом. Я включил в “Казахскую задорную” все слова, и, естественно, ритм получился очень энергичный. К тому же, я тогда сам был молод и думал, что любовь - это нечто очень быстрое и яркое. Сейчас я уже так не думаю...
Дело в том, что знаменитое произведение Абая (в оригинале “Жігіт сөзі”), ставшее практически народной песней, дальше третьего четверостишия блистает слегка непривычными красками. Так, четвертый куплет: “Көзім жатқа карамас /Жат та маған жарамас./Тар төсекте төсіңді /Иіскер ме едім жалаңаш?” - в приблизительном переводе на русский будет означать “Без тебя мне белый свет не мил /Услышу ль я снова на тесной постели /Аромат твоей обнаженной груди?”.
Пока вы думаете, что сказать обо всем этом, мы продолжаем.
- Композиция “Агашкин рэп”, как вы говорили, родилась из рэп-приговорки “ага, ага”.
- Да. В голове возникла строка “Агашкин рэп, ага, ага”, а потом я сел и придумал всю песню. Примерно за полгода.
- А что ж вы так на соль и ля земли казахской? “Мы сидим в элитных госучреждениях, в суперкабинетах, в кожаных креслах и ничего не делаем...”.
- Я не против богатства. Я только рад, если талантливый бизнесмен способен раскрутить свою компанию и заработать много денег. Но мне не нравится, когда наши агашки, государственные служащие строят себе огромные дворцы, покупают сверхдорогие машины. И самое главное - они не стыдятся этого, не прячут свои сверхдоходы, а, наоборот, выставляют их напоказ, в то время как масса народа живет очень плохо. Агашкам плевать на всех, кроме себя. Они ничего не боятся - ни народа, ни законов, потому что считают себя всемогущими. Их поведение напоминает повадки афроамериканских рэперов, которые тоже любят хвастаться своим состоянием и беспределом. Поэтому я и сравнил их с ганста-рэперами. И, кстати, поговаривают, что ганста-рэперы поднимаются на криминальных деньгах.
- Вы едва ли не единственный рэпер, да и вообще музыкальный исполнитель, поднимающий социальные темы. Оно вам надо?
- Есть темы, которые меня волнуют и мимо которых я не могу пройти. Про лютики-цветочки я не могу писать. Зато меня заботит умирающий Арал и судьба тех людей, что живут в той части страны. Это беда планетарного масштаба, и я надеюсь, когда-нибудь власти всех государств региона, имеющие отношение к Аралу, это поймут.
Или то, как люди прокладывают себе дорогу в жизни (песня “Жол” повествует о том, как, выкрикивая “Жол! Жол!”, торят себе путь тележечник на барахолке, таксист на дороге и акиматовский агашка в толпе просителей. - Т.Б.).
А сейчас я думаю над песней о казахских девушках в национальных костюмах, которые танцуют канкан. Мы, кочевники, ведь никогда не танцевали сами, это потом для нас придумали танцевальные номера. И вот по сюжету песни девочки будут танцевать для иностранных инвесторов канкан. Для тех пришлых, которые рвут наши недра, забирают наши земли. В общем, это метафора такая.
- Оппозиционные настроения у вас, однако.
- Я держусь равноудаленно как от власти, так и от оппозиции. Мне кажется, эти институции во многом схожи и творческому человеку там делать нечего. Кстати, мне один знакомый сказал: “Я полностью за оппозицию, лишь бы она к власти не пришла”.
Во мне есть гражданский протест, и я его выражаю в творчестве. В Cредние века всегда были акыны, которые говорили правду о том, что происходит. Даже самим великим ханам. Так и должно быть.
И может быть, спустя много лет кто-нибудь вспомнит обо мне в беседе, а другой подхватит: “Такежан? Который читал про Арал и агашек? Молодец, правильные вещи говорил!”.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

