Изменчивый мир
В алматинской галерее
“Тенгри-Умай” завершается выставка
Николая ГАЗЕЕВА.Этот художник так далеко ушел от узнаваемого изображения объектов, что идти за ним могут лишь истинные ценители большого искусства.
В Николае нет ни эпатажа, ни скандальности, он как тихая гладь озера, отражающая бездонное небо. Возле его картин публика прочувствованно замирает, а потом стыдливо поглядывает на этикетки, чтобы все же понять, что изобразил художник.- Если я работаю на море, это не значит, что пишу море. Я предпочитаю отвлеченное рисование, без подробностей, когда можно исследовать пространство. Некое живое тело, среду, в которой мы существуем. Мне всегда казалось, что, попадая в неизвестное место, человек испытывает сразу много разных ощущений - запахи, шум, блики. Просто, изображая объект, невозможно передать все это.
Мир постоянно меняется, и отобразить это трудно, поэтому Николай может себе позволить, рисуя закат, нарисовать сразу несколько солнечных дисков - золотое, оранжевое, тускло-желтое. Чтобы не перекрашивать до бесконечности изменчивый вид. Говорит, не важно, чтобы пейзаж был эффектным: снежная вершина, увенчанная сосной, или что-то в этом духе.
Гораздо сложнее с людьми. Несмотря на то, что Газеев обладает вполне академическим художественным образованием и солидным опытом, изрядно поездил по миру, он так и не рискнул изобразить человека в цвете. - Я рисую линии, их невозможно перевести в живопись, и мои персонажи существуют только в плоскости.
Почему у дамы грудь в районе живота? Да потому что мир изменчив и подвижен. Газеев из того класса уходящих в небытие утонченных эстетов, которые говорили: “Я так вижу” и искали свой философский камень в живописи, поражая публику какой-то оголенностью души. Например, Николая во время поездки на Каспий шокировало отношение людей к морю:
- Я работал на пленэре. На берегу моря сидят люди, очень много людей. Все приходят с едой, занимаются своими делами, играют, тут же мусорят. Мне показалось это неуважением по отношению к морю. Уважение вызвал один человек: рано утром я нашел на берегу моря спящего на подстилке мужчину. Это было общение на равных.
Но вершиной эстетства Газеева можно назвать смелый уход не только от контуров и узнаваемых объектов и неотказ от точного копирования действительности. Николай изобрел новый жанр, собственное ноу-хау - картины, написанные... словами.
- Иногда не успеваешь запомнить какое-то состояние или красок нет под рукой. И записываешь ощущения, которые возникают. Получается маленький словарик. И я заметил, что если его вставить в рамку, то возникает интересная картина.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

