6951

Талгат ТЕМЕНОВ: Я - не член

Талгат ТЕМЕНОВ: Я - не членВ феврале в Москве состоится премьера спектакля “Истсайдская история” по пьесе казахстанского сценариста и режиссера Талгата ТЕМЕНОВА (на снимке). В постановке Романа Виктюка и с музыкой Максима Дунаевского. Знакомство скандального российского режиссера с современным казахстанским материалом произошло очень по-восточному: он попросил Теменова посоветовать местных авторов, а тот дал ему две свои пьесы. Сказал: “Если понравится - познакомлю и с драматургом”.

Талгат Теменов самый настоящий Карабас-Барабас, апологет авторитаризма: сам напишет, сам поставит. Зато в Казахском тюзе нет недостатка в современных сюжетах. Ведь Теменов принципиально занят поиском героев в настоящем дне. Костюмированные балы ему неинтересны.
- То же самое и в моих фильмах - “Станция любви”, “Волчонок”, “Казнь после смерти”. Они все о героях нашего времени. Не идеальных, как Ромео и Джульетта, а неоднозначных и узнаваемых современниках, у которых плюсы и минусы.

- Еще лет десять назад у подростков образцом для подражания были бандиты и проститутки, теперь их вытесняют олигархи и бастыки. О каком герое вы не смогли бы написать или сделать кино?
- Об идеологически выверенном. Помните, в советское время были такие фильмы про стахановцев, сталеваров, коммунистов. Мне интереснее ребята с улицы.

- Может быть, это вопрос гонорара? За сколько вы бы сделали добротный фильм про примерного нуротановца?
- Думаю, отказался бы от такой работы, независимо от гонорара. Лично я вообще не состою ни в одной партии и не являюсь членом никакого союза. Я - не член.

- Почему современный театр так и не стал трибуной для обсуждения злободневных тем?
- Потому что в него ходит определенная каста. Это хорошо, что мы в трудные годы сохранили театры. Но их всего пятьдесят. Для такой страны, как Казахстан, это ничтожно мало. Вот совсем недавно мы вернулись из поездки в Сеул. Вся Южная Корея по количеству населения равна одной нашей Алматинской области, но там 500 театров, в одном Сеуле их 220. Очень плохо, что сейчас школьники ходят в театр только по желанию. Почему-то проходить Пушкина и Абая положено, посещать школу необходимо, а театр - по желанию. У нас в Казахстане мало зрителей, потому что нет привычки ходить в театр.

- Со школьниками понятно. Но у нас ведь и творческая интеллигенция не ходит по вернисажам и премьерам!
- Это правда. Я здесь работаю уже пятый год и не заметил, чтобы театр активно посещали члены творческих союзов, писатели. Этой весной так и сказал на пленуме писателей: “Я оставляю для вас бесплатные места. Почему же вы, дорогие, не ходите в театр?!”
У нас если встречаются два поэта, они могут разве что напиться. Поэтому и мышление, и философия у нас местечковые. Приезжая из Москвы, я бегу за письменный стол, стараюсь работать, пока не потерял этого ощущения жизни. Стараюсь что-то сделать, пока меня опять не затянула наша среда. Сегодня писатели стали читателями своих же собственных книг, киношники снимают фильмы для своего подъезда и родственников. Люди думают только о том, как прожить от зарплаты до зарплаты. Кто решил бытовые проблемы - старается разбогатеть. Кто и эту задачу выполнил - переживает, на каком бы острове купить недвижимость.

- Что делать - водить в театр принудительно классами, союзами, партиями?
- Все начинается сверху. Если бы акимы и министры без приглашения и без свиты приходили в кассу и брали билет в театр - все быстро бы изменилось. Первый раз бастык будет с женой, во второй раз увидит в театре всех своих заместителей с семьями, и так далее, по нарастающей. У нас же народ всегда смотрит на власть, на начальников. От них зависит, будет страна играть в гольф или кататься на лыжах. Я не против спорта, поддерживать себя в форме - достойное дело. Но почему бы не подумать еще и о душе? Например, я вожу актеров своего театра по музеям и ни разу ни видел там ни одного чиновника средней руки. Думаю, они даже не знают, где какая галерея находится. А у молодежи на первый план вышел шоу-бизнес. Я думаю, если спросить школьников о героях сегодняшнего времени, они не назовут ни одного писателя, а только звезд вроде Беркута или каких-нибудь тату-мату.

- Вот мы и дошли до истинных героев нашего времени...
- Я где-то читал, что наступило время таких людей, как Ксения Собчак и Сергей Зверев. Тех, кто ничего не делает, но является центром внимания. Но это же все кетчуп, приправа. Кстати, знаете, как он появился? Когда моряки уходили в долгое плавание, их запасы мяса постепенно портились, и чтобы отбить неприятный запах, блюда щедро сдабривали приправами. Кетчуп сам по себе есть невозможно, его задача - отбить тухлый запах.

- Может быть, дело в мясе? Нет у нас таких поэтов, артистов, которые способны что-то сказать?
- Мы смотрим, что нам сверху скажут. А оттуда говорят, что главная задача - поднять престиж Казахстана на международном уровне. Это стало смыслом жизни и национальной идеей. Но ведь покажем мы свою крутизну там, а живем - здесь. Конечно, есть те, кто думает: “Будет совсем плохо, сяду в самолет и улечу”. Но ведь 99 процентов людей все равно останутся здесь. Может быть, надо обсуждать не только национальную доктрину, но и то, почему сейчас, в январе, такая ненормально теплая погода, что мы делаем с окружающим миром и как долго Всевышний будет это терпеть. Я бы дал звание “Халык кахарманы” тому акиму или чиновнику, который не для камер, не в окружении журналистов устроил бы субботник. Поехал бы в горы и расчистил хоть три квадратных метра земли. У нас же если и делают что-то, то напоказ.

- Пора привыкнуть, что у нас существует вечная разница между “показать” и “быть”.
- Когда Колбин приехал и сказал “Саламатсыз ба” - все падали в обморок. Когда Храпунов сказал два слова на казахском - падали уже в судорогах. Сейчас премьер Масимов заговорил - повальный обморок. А что тут такого? Если японский премьер говорит на японском языке - это же не событие для страны. А для наших маразматиков - да! Не надо объявлять голодовку в поддержку родного языка, ты говори дома с внуком и не строй из себя героя. А то вслух одно, а дома другое.

- А знаете, чем же живет рядовой герой в эпоху кризиса?
- Я спрашивал недавно рабочего в театре: “Как ты ощущаешь кризис”? Он говорит: “Да никак, я сорок лет живу в кризисе”. Мне кажется, это все игры. Кризис - это тема для банкиров и финансистов. Не более. Кто мешает нашим художникам творить, говорить о главных вещах?

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail:
evdokimenko@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Класснуть