Сержан и философский камень
Сейчас
Сержан БАШИРОВ, один из немногих в Казахстане мастер по серебру, имеющий свое имя - бренд, думает, ехать ему в Америку или нет. Приглашение на очередную ярмарку ремесленников пришло, но ювелир переживает: а вдруг этот самый кризис повлияет на интерес к оригинальным украшениям из Казахстана?Если бы не дорожные расходы, то зарубежные поездки хорошо кормили бы мастера. Сержан побывал во многих странах и везде первым делом шел в этнографические музеи изучать украшения. С точки зрения “коробейника”, он ненормальный - запросто может что-то подарить музею из своих работ. Да и работать предпочитает по старинке. В холодной мастерской тюкает молоточками по допотопным наковальням, паяет, крутит металл. Коллеги давно обзавелись современной техникой, чтобы штамповать удачные находки. А он каждую рожает заново. Говорит: раз наши предки так делали, то почему я должен работать иначе? Боится, что иначе из ювелирных украшений исчезнет самое главное - душа мастера.
В Казахстане каждый год не менее десяти мастеров получают дипломы специалистов по работе с металлом, но потом словно растворяются в воздухе. Кто-то сидит на базаре, занимаясь починкой и гравировкой, кто-то уходит в дизайн. Делать карьеру мастера-ювелира в нашей стране невыгодно. И чем дальше, тем меньше шансов у этой профессии. Например, Сержан работает еще и преподавателем в Академии искусств имени Жургенова.
-
Я удивляюсь тому, что студенты сейчас вообще не хотят ничего делать руками. Тянут до последнего, а накануне зачета садятся за компьютер и быстренько делают эскизы. Мне это непонятно, я привык рисовать, чувствовать все руками. На платных отделениях и вовсе беда - там преподаватели стараются не требовать ничего от студентов, а те привыкли, что все решается за деньги. Сержан помнит другие времена - конец восьмидесятых, когда хотелось объять необъятное. После факультета по работе с металлом он поступил еще и на скульптуру. В советские времена именно она считалась вершиной художественной мысли. Поэтому будущий скульптор, пропадающий в залах этнографии и копирующий старинные браслеты и саукеле, вызывал чуть ли не негодование педагогов. Сержану так и говорили: зачем ты занимаешься ерундой, ищи себя. Он и искал. Съездил на практику в Питер, надышался воздухом авангарда вместе с легендами казахстанского андерграунда - Шай-Зией, Масловым. И как-то умудрился совместить этнику и авангард в своих серебряных изделиях.
-
В начале девяностых годов стали возникать первые кооперативы, появилась возможность продавать работы. И мои педагоги были искренне удивлены, что находились желающие купить их... Тогда этнические мотивы были не так популярны.Сержан давно понял, что украшение - это больше чем побрякушка. Скорее, это философия многих поколений. Например, почему скифы традиционно ассоциируются с золотом, а тюрки-кочевники предпочитают серебро?
- Оседлые народы предпочитают золото, с которым связано много мистических верований и которое ассоциируется с достатком. Но серебро более “чистый” благородный металл. Не зря народные поэты часто сравнивают его с материнским молоком. Кстати, американские индейцы тоже предпочитают носить его. Выбор этот не от бедности. Казахи в украшения могли вставлять не только полудрагоценные минералы, но и просто красивые камни, буквально найденные на дороге. Для степняка между их красотой не было большой разницы - в этом тоже философия народа.
Любимые символы Сержана - спираль и крест, знаки солнца и огня, пришедшие еще со времен зороастризма. Любимый источник информации - рассказы стариков и старинные украшения, лежащие на дне сундуков. Однажды Сержан увидел браслет, в котором девяносто девять камней располагались на видимой части, а сотый был спрятан и играл роль оберега. Старики же рассказали, что украшениями в форме птичьего клюва выданная замуж девушка подавала родным весть о том, что ей живется в новой семье хорошо. В знак благополучия семейной пары посылали и массивное кольцо, надевающееся на два пальца.
- Вообще у казахов много неповседневных, ритуальных украшений. Тех, что надеваются по случаю, иногда лишь один раз в жизни, а потом просто хранятся в сундуке. Поэтому они могут быть очень тяжелыми, неудобными, как саукеле, который, кажется, вообще невозможно носить. История этого головного убора уходит во времена саков, когда для девушки замужество означало в переносном смысле смерть. Поэтому головной убор копировал погребальный. А перстни изначально были мужским атрибутом. Воин закрывал ими свои руки и словно запечатывал удачу и силу. Это потом уже женщины отобрали у нас кольца.
А вот в мистику серебра Сержан не верит. Он верит только в то, что мастер молитвой и своими руками может многое вложить даже в простое кольцо. Одной из его клиенток врач посоветовала купить украшение, символизирующее ребенка. Она выбрала браслет-балбал Сержана. Через год женщина, много лет пытавшаяся забеременеть, нашла мастера, чтобы поблагодарить за ребенка.
- У нас очень много таких украшений, которые не встречаются больше ни в одной части света. Я вот думаю: может быть, не в Америку поехать, а объехать весь Казахстан? У нас большая страна, юг не похож на север, а восточные украшения не спутаешь с западными. Проехать бы по глубинке, посмотреть на все своими глазами...
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

