Не Боги горшка обжигали
На режиссерское дело он готов променять все самое ценное - и ступу Бабы-Яги, и шутовской колпак. Вот только к своей главной цели - созданию казахстанской антрепризы -
актер Лермонтовского театра Игорь ГОРШКОВ (на снимке) шел шесть лет.Пятого октября в Алматы дебютирует отечественный антрепризный спектакль “Декамерон”. Кажется, чего проще? Собрались и сыграли не в пример московским гастролерам. Но Горшков на своей шкуре узнал, что простых путей у нас не бывает, а взаймы на творческий проект дают только безумцы.
- Сколько стоит сделать спектакль?
- Сейчас я пытаюсь уложиться в смету 25 тысяч долларов.
- Почему с момента регистрации антрепризы Горшкова как юридической единицы до первого спектакля прошло шесть лет и три дня?
- Идея появилась после очередного приезда москвичей, когда они показали тот же спектакль, который есть в репертуаре Лермонтовского театра. Я услышал реплику одной дамы: “И чего мы пришли? Лучше бы сходили еще раз на наш спектакль”. Кстати, у алматинской публики московские гости уже не столь популярны, как раньше. Они же обычно приезжают с китайскими барахольными сумками и просят у нас стульчики, диванчики... Конечно, везти декорации очень дорого, но наших зрителей уже раздражает эта игра “в тряпочках”. Вот я и подумал: почему бы не сделать свою антрепризу? В те времена можно было уложиться примерно в 58 тысяч тенге. Сначала я пошел в Министерство культуры, где мне пообещали... информационную поддержку. Тогда я решил по примеру москвичей обратиться в банки и говорить не о спонсорской помощи, а о деньгах под продукт. Даже попросил у Толоконникова под это дело его имя. Володя без разговоров разрешил воспользоваться им, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. Я три раза обошел все крупные банки и не мог понять, почему Москва может себе позволить такие взаимоотношения, а мы - нет. Я же верну эти деньги! Оказалось, такой практики у нас просто-напросто нет.
- И впали в депрессию?
- Нет. Я подумал: “Неужели настолько бездарно государство, что такую простую вещь невозможно сделать? Ладно, совести у меня нет - пойду выше”. Я встретился с Даригой Назарбаевой, она все выслушала, пообещала поддержку и направила в свой фонд, где меня мурыжили ровно год. Тогда я еще раз добился с ней встречи. Говорю: “Вы знаете, что-то с вашим фондом ничего не получается!” Она: “Ну что поделать, раз ничего не получается - значит, такая судьба”.
- Судя по всему, в судьбу вы не верите...
- Я пошел в крупные компании, для которых нужные мне деньги были невеликой суммой. И опять нулевой вариант. Ну не к президенту же идти, хотя была такая возможность. Но это уже хамство. И еще три года я обхаживал бизнесмена, который, в конце концов, и дал мне эти деньги. Теперь не могу добиться от него, чего он хочет: получить свою долю или просто вернуть деньги. Он относится к этому философски: “Ну, потеряю - так потеряю. Я пока вообще не знаю, зачем это делаю”.
- Почему для дебюта выбран “Декамерон”?
- Во-первых, безумно интересно, когда мужчины играют женские роли, - сам это дело люблю. К тому же хотелось взять классику.
- Для антрепризы важен звездный состав...
- Я предполагал, что уже в первом спектакле будет состав с хорошо известными лицами, но пока звезды отказались играть. Так что будут молодые актеры. Даже мне самому придется выйти на сцену, хотя я за свою жизнь уже так наигрался, что хочется побыть в другом качестве.
- Не боитесь скандальной славы: в качестве дебюта - эротические новеллы и мужские переодевания?
- Там будет одна женщина, эту роль я предлагал актрисам нашего театра, но они сразу отказались, посчитав сюжет пошлым. А что тут пошлого? Это такая же классика, как и “1000 и одна ночь”. По сюжету после шторма на необитаемом острове оказываются шесть мужиков и вспоминают, у кого как это было. Каждая новелла заканчивается половым актом, но мы нашли способ, как показать все это без вульгарности.
- Что за репертуар и какое направление будет у “Антрепризы Горшкова”?
- Я не режиссер-новатор и ставить Шекспира в джинсах не буду - все это уже отработанная фигня. Еще терпеть не могу все эти табуреточки на сцене. Они говорят только о бедности. Зритель табуретки смотреть не пойдет, даже если закрыть их известными лицами, как это делают москвичи. Мне нравятся спектакли, которые вызывают разброс мнений. Если слышу только хорошее или только плохое - то смотреть точно не буду.
- Антреприза живет, пока есть кассовый сбор, а его дают комедии...
- Не буду делать комедию, не собираюсь зависеть от зрителя. Сейчас скажу, что хочу заниматься лечением человеческих душ, а вы скажете: “Ну ты, Горшок, вообще, полез в такую классику, прямо в чеховскую...” Мне интересно заниматься людьми, хотя не знаю, ко времени это или нет.
- Какие пьесы уже есть на примете?
- Очень хочу попытаться поставить у нас “Рогатку” Николая Коляды. Хотя еще 13 лет назад в сборнике современной драматургии в предисловии к этой пьесе Виктюк написал: “Не думаю, что когда-нибудь эту пьесу можно будет поставить в Азиатском регионе”. В основе сюжета - взаимоотношения и любовь пожилого алкаша и шестнадцатилетнего пацана. Возможно, я так просто отношусь к такой теме потому, что среди моих знакомых - люди с самой разной ориентацией. И, общаясь с ними, понимаешь, что нет проблемы полов, есть проблема отношений между людьми, и не важно, кто какой ориентации. Еще я хотел бы на сцене столкнуть актеров “Городка” и “Толобаек”, используя материал Гришковца. Я уже сделал пьесу из нескольких сюжетов, мне кажется, это было бы интересно. Тем более что такую пьесу можно показывать не только у нас, но и в России. Хочется дать оплеуху государству, в котором 48 лет живу и шесть лет пытаюсь сделать такое простое дело.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, evdokimenko@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

