6289

Портрет жены художника

Заказывать Джастину МАЛРОНИ портрет - рисковое дело. Все, что он изображает на своих работах, предстает в очень эксцентричном виде - это скорее похоже на некачественные рентгеновские снимки. Самая лиричная картина: детский череп сквозь тазобедренные кости мамы. Впрочем, Европу с ее культом творческой личности ничем не удивишь. Даже тем, что молодой ирландец, влюбившись в девушку из далекого Казахстана, уехал к ней на родину...

Пока Джастин рассказывает о своих работах, он очень серьезен, даже чуточку мрачен.
- Наверное, я выбрал такую технику из-за больного позвоночника - я стараюсь понять, почему он болит. Теперь лучше понимаю мою спину. К тому же мне интересно докапываться до сути, видеть скрытое, как на рентгеновских снимках. Я своего рода хирург от искусства.
Мария честно переводит и про то, что такое хирургическое направление возникло из-за бесконечных болей и необходимости носить специальный корсет. И про то, что это хорошо известная техника, когда образы создаются с помощью фотобумаги и трафаретов. И про влияние мрачных рок-групп на творчество супруга. Для Джастина Мария не только переводчик. Она жена и главный посредник в общении и понимании незнакомого народа. А еще просто любимая женщина. Как только Джастин рассказывает об их знакомстве, сразу начинает улыбаться. Мария отвечает на вопросы, а муж умирает от любопытства: “What?”.
- Мы познакомились в Индии на международном шахматном турнире для слепых. Оба сопровождали участников от своих стран. Я приезжала к нему в Дублин, но город показался мне каким-то мертвым, особенно не хватало взгляду привычной зелени. Я сразу объяснила, что не готова жить в этом городе.

Портрет жены художника- А как же любовь?
- Вот я и сказала ему, что если любит, то пусть приезжает сам.

В общем, молодожены решили начать совместную жизнь в Казахстане, а там будет видно. Конечно, Джастин хотел бы преподавать живопись и рисунок, но здесь оказалась более востребована его способность учить английскому языку.

- Нравится ли вам в Казахстане?
- Файн, - дежурно улыбается Джастин, - сразу видно, что это развивающаяся страна с большими перспективами.

Проблемы взаимопонимания у мужа и жены нет, есть только культурный шок. После долгих наводящих вопросов ирландец сдается: да, очень непривычно, что люди на улице бесконечно плюются. Что нецензурно выражаются, что очень неулыбчивые и в целом грубые.
- Он тут поначалу все время улыбался, как у себя в Ирландии, - смеется Мария, - даже когда ехал в автобусе, так что окружающие люди считали его просто ненормальным. А насчет нецензурных слов, я тоже думала, что в Ирландии не знают такие выражения. Но потом поняла, что там все наоборот: это они на улице все очень вежливые, а как только приходят домой, улыбки оставляют за дверью и прекрасно пользуются этими самыми словами.
- What?

Мария говорит, что его родители не были против выбора сына, ее родне тоже хватило мужества не сопротивляться. Хотя можно представить, как приняли улыбающегося зятя, с которым даже нельзя поговорить по душам ни по-русски, ни по-казахски. Мария как может защищает супруга, объясняет, как правильно себя вести, и старается не травмировать нежную ирландскую душу. “Милая, почему дома так много людей?” - “К маме приехал брат с семьей, потерпи несколько дней”. - “Но он гостит уже неделю”. - “Ну, значит, погостит чуть подольше”.
- Сейчас он уже почти привык к такому количеству людей в доме. Еще одна неожиданная проблема: оказывается, с точки зрения европейцев, мы разговариваем очень эмоционально. Ему часто кажется, что люди ругаются, хотя происходит обычная беседа. Мама болтает по телефону, а он спрашивает, с кем она так ссорится.
Благодаря работе и Интернету Джастин не чувствует себя оторванным от англоговорящего мира, у него появились друзья в Алматы. Во Всемирной сети можно узнать новости, почитать газеты, послушать радио. А вот некоторые радости брака с восточной женщиной Джастину недоступны.
- Да, она мне чай подает, но меня это скорее смущает. Зачем? Я ведь и сам могу налить себе чай. Или стоит нам прийти домой, ее мама сразу нас старается покормить, а мне неловко от этого. Зачем беспокоится, мы и сами можем приготовить ужин…

- Вы не жалеете, что вашим мужем оказался не солидный человек с приличной профессией, а художник? Чем вас покорил Джастин?
- Ну что вы, только посмотрите, какой он хороший…

- What?
- Ничего, ничего, это я про нас…

- Как вы думаете, если Джастин поживет здесь пару лет, отогреется на южном солнце, подлечит спину, привыкнет к многолюдному общению, может быть, и его работы станут менее мрачными?
- Если честно, мне тоже так кажется…

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail:
evdokimenko@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть

Свежее