Тяжбы прошли, призраки остались
Не так давно в Алматы произошло чудо - нежданно-негаданно вновь открылся самый крупный в Казахстане частный музей “
Умай”. В то, что это произойдет, не верил никто, и в первую очередь - сам
владелец Берик ОМАРОВ. Еще в феврале прошлого года, когда шли к завершению судебные тяжбы за здание музея, арт
-директор “Умая” Лилия ПАК рассказывала нам, что Омаров просто устал и решил его продать (см. “УМАЙялись”, “Время” от 26.2.2008 г.).В конце 2008 года “Умаю” наконец вернули законно принадлежащее здание на улице Наурызбай батыра, а судебного исполнителя, который превысил свои полномочия и незаконно выселил музей, приговорили к пяти годам заключения. Так была поставлена жирная точка в череде злоключений, которые преследовали “Умай” с 2001 года. Восемь лет назад городские власти заставили владельцев музея заложить здание в банке, чтобы на полученный кредит построить в Алматы паркинги (см. “Горе от “Умай”, “Время” 1.11.2008 г.). И хотя через несколько лет владельцы здания выкупили кредит в срок, предприимчивый судебный исполнитель успел выставить музей на торги и продать его. Пока длились тяжбы по возврату “Умая”, здание фактически было потеряно: здесь годами не было тепла и света, обвалились потолки, пол был залит водой, имущество на 18 миллионов тенге исчезло, многие картины были варварски изрезаны ножом или попорчены грибком. Около тысячи работ полиция уже два года не может найти. А ведь среди них были картины признанных мастеров кисти - Жанатая ШАРДЕНОВА, Абдрашита СЫДЫХАНОВА, Амандоса АКАНАЕВА…
Теперь музей не узнать: большие, просторные залы, где уже сейчас висят десятки полотен, отреставрированы; по коридорам шумно бегают дети - ученики детской художественной школы при музее; туда-сюда деловито снуют сотрудники, на лицах которых заметна радость от того, что они заняты любимым делом.- В том, что мы открылись, - заслуга Берика Омарова. Он не сломался, пошел до конца - ведь правда была на его стороне - и сохранил музей, - хвалит своего шефа Лилия Пак. - В здании, у которого была такая тяжелая история (с 30-х годов оно принадлежало НКВД и КГБ. - В.Б.), музей надо было сохранить. Правда, восстанавливать его пришлось примерно с того же уровня, как и десять лет назад, когда музей только открывался. Хотя фонд оскудел в разы, художники начали приносить свои работы, потому что знают: здесь прекрасный зал и хороший уход.
“Умай” уже успел провести первую выставку - детских рисунков. После этого художники повалили в музей валом. Всего за несколько недель был составлен график выставок до декабря 2009 года. Еще бы, ведь музей предоставляет мастерам свои залы бесплатно - в отличие от других галерей. К слову сказать, от акимата Алматы или Министерства культуры “Умай” не получал все эти годы даже моральной поддержки, не говоря уже о защите.
-
Начинать заново было очень сложно: слишком много выпало на нашу долю испытаний и разочарований, и все это сказывается, - вздыхает Лилия Пак. -
Очень много связей было потеряно. Но постепенно втягиваешься в любимую работу. Сейчас в голове уже кипят идеи, хочется делать новые проекты.Вскоре “Умай” вернется к одной из главных своих задумок - регулярным выставкам-конкурсам художественных работ заключенных Алматы и области.
- Это уникальный проект, доказывающий, что и у людей за решеткой есть душа и они могут любить, мечтать, верить, - говорит арт-директор “Умая”. - Причем зачастую заключенным приходится творить из подручных материалов. Видели вы, какие великолепные рисунки они делают ручкой на носовых платках? Или какие фигуры лепят из хлеба, размоченного в воде!
Впрочем, если судебные проблемы и повлияли на сотрудников музея и его здание, то с его мистическим прошлым осталось все в порядке. В стенах, где раньше пытали людей, как до судебных тяжб, так и сейчас продолжают появляться привидения
- Многие охранники не могут дождаться утра - видят призраков, чувствуют запах сигарет, - полушепотом рассказывает Лилия Пак. - И я сама их видела: бывает, идешь по коридору, слышишь гулкие шаги и эхо, видишь тени - и кажется, что мимо тебя кто-то прошел. Но мы уже как будто срослись с музеем. Нам хочется сделать много светлого. В природе ведь должно быть равновесие. Поэтому, после всего ужаса, который в здании творился десятилетиями, нужно восстанавливать его хорошую ауру...
Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

