6217

Чёрно-белое признание

До конца апреля в алматинской галерее “Тенгри Умай” продлится выставка германского фотографа Лореданы НЕМЕШ (на левом снимке).
Она называет свои снимки документальным фото... и не слишком законопослушна.

Дело в том, что во многих странах мира снимать незнакомых людей и тиражировать фото без их позволения нельзя.
- Но ведь это искусство, и если я у всех буду спрашивать разрешения на снимок, то волшебство исчезнет... - говорит Лоредана. - Впрочем, обычно конфликтов не бывает. Ведь я снимаю людей, потому что люблю их. Я спускаюсь с фотокамерой в метро потому, что не могу иначе жить. Зачастую люди даже не замечают, что кто-то их фотографирует. Хотя, конечно, я уважаю чужую волю, и если меня просят не публиковать снимок, то помечаю его как не подлежащий печати.

Лоредана “болеет” фотографией с самого детства, в семейном альбоме практически на всех снимках она с камерой в руках. И на восемнадцатилетие, когда ее сверстники мечтали о курсах вождения, она попросила подарить ей камеру. Вот только родители отговорили девушку делать фотоискусство своей профессией. Ей потребовалось несколько лет и два образования, чтобы сделать самостоятельный выбор.
Лоредана до сих пор не дружит с цифровой техникой. Возможно, ее старомодный пленочный фотоаппарат просто завораживает людей, поэтому кадры получаются такими красноречивыми.

Кстати, в Алматы кроме портретов она показала два цикла. На первом она в свадебном платье с разными мужчинами, которые говорят ей о любви, каждый на своем языке. Кажется, что это мечта любой женщины - на самом же деле попытка пережить собственную драму. Свадьба Лореданы в 1998 году была отменена всего за несколько недель до намеченной даты. Будучи практичной женщиной, несостоявшаяся невеста попыталась продать свадебное платье: казалось, с его исчезновением из жизни уйдет и неприятное “послевкусие”. Но платье было словно заколдованное. Оно возвращалось к хозяйке раз за разом: из салонов, от торговых агентов, из магазинов интернет-продаж. И тогда Лоредана решила его использовать. Тем более что собиралась в долгую поездку через несколько стран. Во всех городах она стала выходить на улицы и просить незнакомых мужчин сфотографироваться с ней, представив на минуту, что они влюблены в нее, и рассказав, что такое для них любовь.
- Это оказалось действенным средством - горечь ушла. Слова о любви иногда звучали на незнакомом мне языке, и это было прекрасно, как музыка. Некоторые мужчины брали меня за руку, кто-то вставал на одно колено, кто-то, наоборот, старался соблюдать дистанцию. Но это были очень приятные, сердечные моменты. Некоторые остались на фотографиях, другие - только в моем сердце. Кстати, платье теперь будет и дальше путешествовать со мной - я продолжу проект.

Чёрно-белое признаниеВторой цикл - мужской мир Берлина. Вернее, его восточное лицо - мусульманские кварталы, чайные, куда не положено входить женщинам. Здесь больше архитектуры, чем лиц, персонажи еле проглядывают сквозь дымку непрозрачных стекол. Это мир, который рядом, но отделен от остального города, как женское лицо, прикрытое вуалью. Политкорректность не позволяет Лоредане развивать мысль о дистанции между Западом и Востоком даже в границах одного города. Она предпочитает рассказывать о том, как ее приглашали в чайные и как легко с ней общались мужчины.
- Что касается чувств, все люди во всех городах одинаковы - они мечтают, они любят, они верят во что-то хорошее. Все ездят в метро... Впрочем, нет - в Москве и Бухаресте состоятельный человек ни за что не спустится в подземку.

В Алматы пока нет метро - самой привычной для фотографа среды, но здесь Лоредана уже сделала не менее выразительные кадры: мужчина, раскрывший газету и чудом удерживающий огромные листы, и группа игроков в “шарик-малик”, расположившаяся возле продавца чулок, на фоне ряда женских ножек-манекенов.
- На самом деле в каждом человеке на улице может быть заключено целое приключение. В этом я давно убедилась. И никакой закон не запретит мне видеть и фиксировать это.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы
Поделиться
Класснуть