6487

Шекспир живее всех живых

Шекспир живее всех живыхВчера в алматинском Русском театре драмы им. Лермонтова состоялась долгожданная премьера. “Короля Лира” репетировали все три года, что ремонтировался театр.

Сюжет шекспировской драмы настолько легко ассоциируется с реалиями наших дней, что худрук Лермонтовки Рубен АНДРИАСЯН сразу заявляет каждому докучливому журналисту: “Я ставил о власти вообще”.
На самом деле все было бы просто, разломи старец корону о колено на три части, подели государство на куски да раздай дочерям. И доживал бы он свои дни, не безобразничая, а вспоминая лучшие годы. История вполне житейская. Если бы не Корделия, рассердившая венценосного отца и разрушившая мирный ход семейно-бытовой мелодрамы. И вот ведь что удивительно - звучат диалоги более злободневно, чем иной памфлет оппозиции.
- Есть много хороших авторов, которые сегодня не созвучны времени, - соглашается Рубен Суренович, - а Шекспир всегда в резонансе с любой эпохой. Есть вещи, которые всегда актуальны. Чего стоит одна фраза из Лира: “Слепцам - безумцы вожаки”!

Главное достоинство постановки в том, что нет ощущения твердой режиссерской руки, направляющей эту лаву. Все происходит естественно, в завораживающих декорациях художника-постановщика Эрнста ГЕЙДЕБРЕХТА. Бывший “наш”, а ныне подданный Германии, он лаконично и просто поставил нас перед черной безд-
ной. Чуть поблескивают черный пол и мутные зеркальные поверхности конструкций, превращающихся то в коридоры дворца, то в замки дочерей, то в хижину. На актерах черная одежда - нечто среднее между формой спецназа и костюмами рокеров. Все грубовато, скрипуче, неделикатно. Как сама власть. Яркие парики дочерей и белая накидка короля исчезают после первой же картины, когда старец отрекается от правления. Остаются только красные сполохи на шутовском колпаке и красная ткань, появляющаяся в кульминационных моментах - как немой крик.
- Любая власть - денег, славы, кресла - безобразно влияет на психику любого человека. Я почти не знаю примеров, когда бы она не искорежила человека. И очень трудно противостоять соблазну власти. Даже на политическую оппозицию действует власть славы - я знаю людей, которые пришли в нее одними, а стали другими...

- У вас тоже есть и кресло, и власть...
- И меня покорежило. Я часто ловлю себя на том, что, не будь я главным режиссером с почти пятидесятилетним стажем, наверное, вел бы себя иначе в некоторых ситуациях... Как ни контролируешь себя, это все равно выскакивает.

- И какое же лекарство от этой болезни, кроме сумасшествия?
- Шуты. В человеке есть потребность посмотреть на ситуацию со стороны. Оппозиция нужна не нам, а власть имущим - в качестве зеркала, даже если оно кривое. Потому что без шута, без оппозиции, без прессы со всеми ее бубенчиками гораздо легче потерять соразмерность времени и ситуации.

В спектакле занят весь звездный состав театра, так что выделить кого-то из актеров трудно. Разве что блистательного шута - ГОРШКОВА, составлящего дуэт Лиру - КАПУСТИНУ. Весь спектакль в постановке Андриасяна написан крупными мазками, тут нет прозрачности и изящества его трактовки Чехова или Тургенева. Мэтру уже высказали: дескать, сам на себя не похож. Андриасян смеется: “Просто раньше не ставил Шекспира. Вот только теперь добрался...” Единственный большой минус - не Шекспира и не Андриасяна, а отремонтированного театра - в том, что напрочь исчезла акустика. Актеры сосредоточенно проговаривают слова, зрители напряженно вслушиваются, но результат, как говорится, оставляет желать... Сейчас в театре пытаются выяснить, как исправить ситуацию. Бывалые делятся секретом: идеальный звук в последних рядах амфитеатра, так что стоит покупать билеты именно туда.
Из хороших новостей - продолжится практика художественного десанта. Уже в мае ожидается премьера от Романа ВИКТЮКА, затем запланирована пьеса хорошего друга театра сценариста и продюсера Владимира ЕРЕМИНА.

- Бывший наш актер, ныне житель Москвы, написал любопытную пьесу “Пожар в сумасшедшем доме во время наводнения”, - говорит Андриасян.

- Не слишком ли актуально?
- Мы будем ее ставить. Вообще, у нас большие планы. Наш зритель удивительный - люди готовы ходить по нескольку раз на один и тот же спектакль, и нам хочется их порадовать букетом премьер.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее