Точка возврата
У
режиссера Амира КАРАКУЛОВА (на снимке), пожалуй, было все. В том смысле, что чего у него только не было: успех как режиссера “авторского” кино, председательствование в Союзе кинематографистов, конфликт с окружающей действительностью, разочарование, собственное рекламное агентство, попытки снимать кино, полное разочарование - отъезд в другую страну.
И вот Амир вернулся. Чтобы попытаться снять первый в своей жизни коммерческий фильм.
- Амир, а что с вашей “Невестой”, которую вы вроде уже год назад должны были доснять?
- Там сложная ситуация. Может быть, в этом году доделаем. А может, и не доделаем. Я снимал картину про одно, а мир изменился, и надо это дело переосмыслить.
- Кстати, ваши слова о том, что государство, кажется, поставило себе задачу угробить независимое кино и выжить режиссеров из страны, я помню отлично.
- У меня был конфликт с прежним руководством “Казахфильма”. Я понимал, что мне здесь ничего не светит. Собрался и уехал с женой в Москву. А там живет много наших кинематографистов. Среда интересная.
Мы с женой решили снять коммерческий фильм, полгода писали сценарий. Называется “Настоящая любовь.ru”. Показали
МИЦУРЕ, продюсеру “9-й роты”, и
ДАВЛЕТЬЯРОВУ, который делал “Любовь-морковь”. Они оба сказали: суперсценарий. Спросили, сколько стоит. Я от фонаря назвал хорошую сумму, они согласились. Плюс мне предложили быть режиссером фильма и еще получить проценты от продаж. Я, естественно, обрадовался. Тут на “Казахфильм” приходит
Ермек АМАНШАЕВ. Мы с ним встретились, когда я был в Алматы по делам. Он, оказывается, прочитал сценарий - ему его передала
Алия УВАЛЬЖАНОВА. Аманшаев предложил снимать фильм у нас. Я подумал - и согласился. Обзвонил своих российских партнеров, извинился. У меня такое ощущение, что новый президент “Казахфильма” действительно болеет за наше кино.
- О чем фильм?
- О любви. Это городская драма. Половина событий происходит в реальности, половина - в Интернете. Мы сейчас адаптируем сценарий под наши реалии. То есть будет “Настоящая любовь.kz”. Хочется снять кино интересное, приятное для людей. Тем более что кризис на дворе. Кстати, в сложные периоды кинематограф не загибается, а, наоборот, расцветает.
Когда немцы стояли под Москвой, у нас снимали фильм. Когда бомбили Берлин, сами немцы продолжали делать кино.
- Это пропаганда.
- А кино всегда пропаганда. Вообще, кинематограф - уникальная вещь. Мы с тобой разные личности, ты что-то свое думаешь, я свое. Но мы с тобой вместе держались за поручни “Титаника”. А когда люди имеют какой-то коллективный опыт, они становятся ближе. Почему Ленин сказал, что из всех искусств для нас важнейшим является кино? Потому что оно больше всего формирует реальность. И американцы во многом благодаря кино стали великой нацией.
- Ленин сказал, что кино и цирк являются важнейшими из искусств в условиях поголовной неграмотности населения. Только о второй части его высказывания почему-то все забывают.
- Так ничего же и не изменилось. Может быть, даже хуже стало. И еще кризис нагрянул.
Почему вообще кризис случился? Человечество глобализовалось и стало единым организмом. Этот организм понял, что он что-то неправильно делает. Почему-то лед тает, отчего-то воздух портится. Почему СССР развалился? Мы поняли, что у нас жвачек нет, джинсы хуже, музыка тоже. И нам показалось, что это неправильно, что нас “лечат”.
Вот и сейчас все человечество думает: что-то неважно у нас все, надо менять свою жизнь, или наши внуки уже не выживут. Человечеству нужно перестраиваться. А как? Люди должны ближе стать друг другу, больше другу помогать, а не грести под себя. Банально, но нас спасет любовь. Любовь - это объединение.
Поэтому я уверен, что надо снимать фильмы о любви. И показывать их как можно большему количеству людей.
- Это все прекрасно, только вот Серик АПРЫМОВ еще года четыре назад говорил, что пора снимать кино о любви. И где он сейчас?
- Значит, он умнее меня. А я только дорос до этого. И мне кажется, что сейчас у “Казахфильма” есть реальный шанс сделать что-то осязаемое. Во-первых, там наконец-то появился нормальный менеджмент. Во-вторых, государство понимает, что даже если все очень плохо, надо давать деньги на кино. Более того, чем будет хуже, тем больше нужно вкладывать в кинематограф.
- А не лучше ли пенсии увеличить?
- Хм, ну да, может быть, и лучше. Или и то, и другое.
Самая великая страна в истории - Римская империя. Во времена кризисов она делала одно и то же: давала хлеб, то есть пенсии, и организовывала зрелища, то есть кино. Рим просуществовал три с половиной тысячи лет.
- Один режиссер как-то жаловался, что почти под занавес производства фильма его попросили расписаться за не существовавшую в природе дорогущую декорацию. Он, конечно, был возмущен. Но подписал. Правда, это было при прежнем руководстве. Вы думаете, что-то поменялось?
- Сейчас другое время и другая ситуация. Сейчас нужен результат. Тогда денег было много, нужно было самовыражаться, так появился “Кочевник”. Результат особо никого не волновал. А теперь волнует.
- Но, как заметил Бахыт КИЛИБАЕВ, возвратности государственных средств никто не требует, а желание выйти на окупаемость из филантропических побуждений у руководства “Казахфильма” рано или поздно закончится. Даже если оно действительно есть.
- Государство, с одной стороны, - это аппарат насилия. С другой - функция, без которой мы не можем существовать. У государства изначально цель - не зарабатывать деньги, а создавать среду. Допустим, пять лет назад нам говорили: берите деньги и зарабатывайте. А кинотеатров-то не было. Как мы заработаем?
Нужно, чтобы появилась кинопрокатная сеть, чтобы с пиратами лучше боролись, чтобы телевидение начало платить нормально за картины. Я могу, конечно, какое-нибудь порно снять за $50 тысяч и в Берлине за $250 тысяч продать. Но государство же мне на это денег не даст.
Поэтому нужен компромисс. Компромисс в том, чтобы привлекать людей, желающих снимать коммерческое кино, то есть фильмы, которые нравятся людям.
Я уверен, что если пойдет такой тренд, рано или поздно созреет индустрия.
- Государство дает деньги “Казахфильму”, не требуя возврата. “Казахфильм” дает их вам, также не требуя возврата. Вы искренне пытаетесь снять коммерческий фильм, но никакой гарантии успешности проекта нет. И если вы не получите прибыль, то просто скажете: “Не получилось, давайте попробуем еще раз”. И так 25 раз подряд?
- Безусловно, ответственность за использованные деньги должна как-то проявляться. Но мы же сейчас находимся в процессе развития. Я не знаю истины. Я знаю, что надо что-то делать, что надо фильмы снимать. Как в песне поется: “Вы полагаете, все это будет носиться? Я полагаю, что все это следует шить”.
Уверен, что Бекмамбетов сделает коммерчески привлекательную картину, потому что все его проекты так или иначе это доказали. Мне кажется, его имя - это уже залог успеха.
В мире снимается тысяч 6 фильмов в год. Окупается одна десятая. 9 из 10 - “пролетают”. То есть разоряются едва ли не все. Но желающих снимать меньше не становится. Знаешь почему? Успех окупает все.
Вдруг на “Казахфильме” появится свой Дисней? И начнет снимать мультфильмы про нас, которыми засмотрится весь мир. Национальность не играет роли. Играет роль талант. А чтобы его найти, нужно искать.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

