6114

Реально, по-пацански, голову отдам

Реально, по-пацански, голову отдамПо большому счету, искусство - это спам. Массовая рассылка разумного, доброго, вечного людьми, которые считают себя творцами.
С этой точки зрения идея нового директора Центра современного искусства (ЦСИ) Дастана КОЖАХМЕТОВА (на снимке) сделать онлайн-выставку путем отправки писем по всем доступным электронным адресам вполне в контексте времени. Открыл свою почту - а там не “ посмотри, что вытворяют эти проказницы”, а, скажем, “ посмотри, как проказничают эти творцы”.

Все, что не убивает нас, делает нас умнее. ЦСИ, понятное дело, задумал спам-выставку не от переизбытка финансирования - это просто один из доступных способов напомнить обществу о том, что современное искусство еще, быть может, в родной стране угасло не совсем. Делать экспозицию в выставочном зале накладно, хлопотно, кроме того, аудитория у спам-рассылок заведомо больше. Особенно при условии привлечения профессио­нально работающих спамеров, да смилостивится над ними всемогущий антивирус. В письма будут вложены изображения работ отечественных художников: как патриархов contemporary-art вроде Виталия СИМАКОВА, так и молодежи в лице, например, Гайши МАДАНОВОЙ.
На этом, однако, идеи в ЦСИ не закончились. Следующий проект центра под названием “ Капиталистический реализм” тоже новаторский: несколько художников осядут на некоторое время в так называемых резиденциях на территории крупных коммерческих фирм, станут наблюдать за рабочим процессом, а потом выдадут свое видение ситуации. “ Тебе повезло, ты не такой, как все, - ты работаешь в офисе...”

- Деятельность офисных работников - очень интересная тема, совершенно не освещенная нашими художниками, - говорит Дастан. - Казахстанское современное искусство привыкло оперировать глобальными понятиями вроде взаимоотношений центральноазиатской и мировой культур. Жизнь простого человека практически не отработана. Поэтому мы предложили нескольким компаниям сотрудничество.
Проект рассчитан в большей мере на состоявшихся художников. Они будут находиться в офисной среде несколько месяцев, а потом сделают свои работы.

- Как-то рискованно это. Вдруг художник, занятый в табачной компании, сделает инсталляцию о вреде курения. И что? Скандал, развод, девичья фамилия.
- Вы правы, результаты проекта трудно спрогнозировать. На эту тему мы много беседовали с авторами. Мы не можем настаивать на своей точке зрения... Но художники и сами понимают, что время радикальных действий прошло, сейчас нужны более взвешенные работы. “Офисный планктон” - это тоже люди, а не только объект для критики. Хотя, конечно, все может быть. Кстати, мы поговорили с Канатом ИБРАГИМОВЫМ, и он тоже согласился участвовать в нашем проекте.

- Тот самый Канат Ибрагимов, который говорил, что наше современное искусство делают дурно пахнущие, плохо одетые люди и что оно никому не нужно?
- Да, он, можно сказать, вышел из своего творческого отпуска.

- А как у нас с молодыми творцами?
- Их мало, на пальцах одной руки пересчитать можно. У них совсем другой взгляд на мир, они более интернациональны. Если многие устоявшиеся художники сформировались именно в “региональном” направлении, то у молодежи этнических мотивов гораздо меньше. И в этом есть перспектива. Другое дело, что образовательных программ в сфере современного искусства для тех же студентов сейчас нет. И это проблема.

- Вам не кажется, что без этники мы перестанем быть кому-то интересными? На конях-то, баранах и степях спекулируют не только отечественные современные художники, но и традиционалисты, и кинематографисты.
- Да, но там же, за рубежом, накопилась и усталость от устрашающих азиатских образов. Вектор интереса смещается в сторону проектов, не эксплуатирующих тему азиатской дикости. Для Венецианского биеннале, например, турецкий куратор отобрал работы Оксаны ШАТАЛОВОЙ и супругов ВОРОБЬЕВЫХ, которых, как вы понимаете, очень трудно обвинить в проазиатской направленности.
Я не думаю, что искусство станет менее интересным без регионального уклона. Более того, это в некотором роде уже вчерашний день. Недавно я вернулся из Нью-Йорка, где участвовал в программе для арт-менеджеров России и Центральной Азии. Там много говорили о поиске новых имен. Они не хотят вторых Ербосына МЕЛЬДИБЕКОВА или Алмы МЕНЛИБАЕВОЙ. Они хотят почувствовать разницу.

- Кризис сильно бьет по современному искусству?
- Если говорить об отечественном искусстве, то оно и так перманентно в кризисе. Поэтому никакие катаклизмы ему не страшны в принципе.
Развитие современного искусства - вопрос государственной воли. Когда-то в Америке решили, что им нужны свои сильные художники. Организовали музей, потом еще один. Собрали замечательные произведения со всего мира. Такие инициативы результаты дают не сразу, а через 30-40-50 лет. К сожалению, у нас так далеко никто не заглядывает.

- Когда-то из любви к современному искусству вы отрезали себе палец. Что бы вы дали на отсечение сейчас во имя процветания contemporary-art на казахстан­ской земле?
- Голову. Реально говорю, по-пацански - голову отдам.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы,
тел. 259-71-96,
e-mail:tulegen@time.kz
фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Класснуть