12739

В пятницу, 20 марта, в 10 вечера предвкушение грядущих выходных мне испортил телефонный звонок. Голос человека на том конце провода звучал возбужденно: “ В городе Арысь горят склады с боеприпасами. Было четыре мощных взрыва, есть жертвы, среди местного населения паника, людей эвакуируют. Если пожар не локализуют, исчезнет с лица земли не только Арысь, но и прилегающие районы. Есть риск, что и Шымкенту достанется”. Судорожно набираю телефон службы ЧС. Дежурная, не вдаваясь в подробности, подтверждает информацию о пожаре. Лихорадочно вызваниваю местных чиновников, которые могут оказаться “в теме”.
Все телефоны - вне зоны доступа...

Адская ночьСуббота, раннее утро, старенький “Жигуленок” бодро несет меня в сторону Арыси. За рулем - Серик ИСАЕВ. Вчера ночью вместе с семьей он, спасаясь от пожара, бежал из своего дома в Арыси. Сейчас, прихватив меня, едет обратно - на разведку. Мимо проносятся крутые машины с государственными номерами. Несмотря на ранний час, движение на трассе оживленное.
- Это что! - замечает Серик. - Здесь вчера ночью яблоку негде было упасть. Я и не думал, что в нашем маленьком городке столько машин наберется. Все тачки были битком набиты. Люди из города бежали как могли. Даже пешком топали - лишь бы уйти подальше от Арыси. Дорогу на Шымкент перекрыли. Да никто и не рискнул бы через нее ехать: арсенал-то недалеко от этой дороги, опасность велика, поэтому двигались в сторону Ак-Далы.

- В пятницу вечером, - рассказывает Серик, - вся семья собралась у телевизора смотреть “Поле чудес”. В этот момент за окном вдруг вспыхнуло зарево. Дети прильнули к стеклу. Какие-то секунды - и в комнате стало светло как днем. Не успели взрослые выскочить на улицу, как раздался оглушительный грохот. Следом за ним в небо поднялось облако-гриб.
- Такое же, как по телеку показывают про Хиросиму, только меньше, - вспоминает Серик. - Мы сразу просекли, что горит арсенал. Дом наш стоит неподалеку от воинской части. Когда еще детьми были, нам в школе рассказывали, что запасов оружия там немерено.Адская ночь

За какие-то минуты Серик сгреб в охапку детей, жену и родителей, взял документы, деньги - и рванул из города.
Под его рассказы об арысских “страшилках” я и не заметила, как мы добрались до места ЧП. По всему периметру части - кордон из военных. Ближе чем на 50 шагов к проходной не подпускают. Люди в камуфляже немногословны.
- Ничего не знаем, отойдите подальше, - устало отмахиваются от непрошеных гостей военные. - Вся пресса должна собраться у той машины и ждать распоряжений начальства. Общаться с вами нам запрещено.
Адская ночь
Несколько журналистов пытаются по крохам собрать информацию. Все с интересом рассматривают видео взрыва, снятое очевидцем на мобильный. Картинка действительно впечатляет. Автор - парнишка из местных - пытается продать съемку телевизионщикам, но, не сойдясь в цене, ретируется ни с чем. Неподалеку от КПП стоит группа людей, среди них немало женщин. На их лицах ожидание и тревога. Позже выяснилось: это сотрудники ТОО “НПО “КазАрсенал” пришли на работу.

Ворота воинской части открываются. Из них выходят люди в форме. Вылавливаю в толпе знакомое лицо прокурора области Марата АХМЕТЖАНОВА. Через несколько секунд толпа журналистов жадно ловит каждое слово прокурора. Еще бы, ведь это первый официальный комментарий с момента происшествия.
- По предварительным данным, горели отходы от старых снарядов и боеприпасов, подлежащих утилизации, - чеканит Марат Муратович. - Это объект Минобороны, но здесь работала гражданская организация. Действительно, большой объект, на нем хранится очень много боеприпасов. Пожар локализован в 22.45, в 4.00 следующего утра полностью ликвидирован. Погибли три человека - сотрудники данной организации. Возбуждено уголовное дело по статье “ нарушение правил обращения с взрывчатыми веществами, повлекшее смерть людей”. Совместно с департаментом внутренних дел и военно-следственным управлением по южно-казахстанскому гарнизону создана следственно-оперативная группа. Ход расследования взят на контроль. Создана комиссия по ликвидации последствий и возмещению причиненного вреда пострадавшим. Если имеются повреждения зданий в черте города, то будет оценен ущерб и приняты меры по его возмещению.

Спустя немного времени уже в Шымкенте срочно прибывший руководитель пресс-службы Министерства обороны Серик ШАЛОВ проводит экстренный брифинг. Из его слов становится ясно: взрывы произошли на территории ТОО “НПО “КазАрсенал”, которое находится вне юрисдикции военного ведомства.
- Особо хотим подчеркнуть, что инцидент произошел вне территории воинской части, он не представлял и не представляет угрозы для воинских арсеналов, - заверяет Шалов. - Компания ТОО “НПО “КазАрсенал” является частной организацией и занимается утилизацией боеприпасов на основании лицензии.

На этом же брифинге аким области Аскар МЫРЗАХМЕТОВ озвучивает печальную статистику.
- Погибли три человека, - подтверждает областной глава. - В медицинские учреждения доставлены 17 человек. Четверо из них, получив первую медицинскую помощь, отпущены домой, 13 - находятся в отделении районной больницы, угрозы для их жизни нет. Я лично побывал в больнице, встретился с пострадавшими и их родственниками.

Между тем, по нашей информации, состояние здоровья троих пострадавших медики оценивают как средней тяжести. Сейчас они находятся в реанимационном отделении городской больницы. Наша попытка получить подробные официальные комментарии у медиков не увенчалась успехом: все они ссылались на запрет главного врача.
Во дворе больницы мы столкнулись с группой сотрудников “КазАрсенала”, которые пришли навестить своих раненых товарищей.
Адская ночь- Мы заступили во вторую смену, - рассказывает Евгений ГРЕБЕНИКОВ. - Нас человек 30 было. Вечером - где-то без пяти девять - вышли на ужин, и в это время началось. Сильных взрывов было два, были еще взрывы, но я уже не считал. Если бы пожар начался минут на десять раньше, когда все работали, никого из нас в живых не осталось бы...

- Там был ад, - вспоминает Александр кургаков. - Сначала вспышка, потом занялось пламя. Затем - взрыв. Ударной волной в соседних зданиях снесло крыши, выбило окна, двери. Одежда от жара на людях плавилась, везде пули свистели, куски горящего металла над головой летали. Я выбежал за территорию, со мной еще шестеро ребят было. Все раненые попрыгали в мою машину, благо ключи в кармане были. Двоих даже в багажник запихали. Как доехал до больницы - не помню. Только сегодня увидел, что у машины не осталось ни стекол, ни дверей. Да и у самого ухо обожжено, сотрясение мозга. У ребят наших осколочные ранения, ожоги, переломы.
- Вы посмотрите на наши руки, - подхватывает разговор Алексей ЧУМАКОВ. - Они все желтые, химия в кожу въелась, ничем не отмоешь. Что это такое - сами не знаем. Про работу свою рассказывать не можем - объект-то секретный. Мы вручную разбираем снаряды - так яды даже через перчатки проходят! А начальству ничего не скажи, у них один ответ: “Не нравится - уходи”. А куда идти? В городе работы нет. Люди говорить боятся. Вы уедете, а нас гнобить начнут.

После беседы в больнице держим курс на городской акимат. Сопровождает нас местный журналист Ауелхан ШОНЖАН. По пути припоминает, что его отец рассказывал, как в 1945 году в Арыси было аналогичное ЧП. Тогда весь город эвакуировали на берег реки. Впрочем, сейчас его волнует отношение властей города к только что случившейся трагедии.
- Утром прохожу мимо городской площади, - говорит Ауелхан. - А там гулянья народные идут вовсю: певички разодетые песенки про Наурыз горланят, танцуют. Будто и не было предыдущей ночью взрыва, будто никто и не погиб... Настоящий пир во время чумы! Я подошел к организаторам стал их ругать, а они: “ Ничего сделать не можем - начальство приказало”. Это что же такое?

Позже заместитель акима области Ислам АБИШЕВ (назначенный в понедельник, 23 марта, акимом Усть-Каменогорска) дал распоряжение прекратить празднования, и вскоре на центральной площади Арыси воцарилась тишина...

Из досье
В феврале 2002 года было создано государственное ЗАО “КазАрсенал”.
Год спустя решением правительства Республики Казахстан ЗАО “КазАрсенал” было определено головным подрядчиком работ по утилизации боеприпасов.
В октябре 2005 года ЗАО “КазАрсенал” преобразовано в ТОО “Научно-производственное объединение “КазАрсенал”.
В ноябре 2005 года оно включено в реестр предприятий-монополистов РК.


Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Арысь - Шымкент

Поделиться
Класснуть