9939

Владимир СТРИГОЦКИЙ-ПАК, композитор: Хангаби, музыка!

Владимир СТРИГОЦКИЙ-ПАК, композитор: Хангаби, музыка! Владимир СТРИГОЦКИЙ-ПАК (на снимке), автор первого и пока единственного корейского балета, написанного вне Корейского полуострова, до того прирожденный музыкант, что даже собственное 60-летие отметил совместно с 70-летием Союза композиторов Казахстана - посредством юбилейного концерта.

Когда-то Владимир Андреевич играл джаз. А потом переключился на академическую музыку. Помимо творческих исканий Стригоцкого всю жизнь обуревали и этнические, поэтому вторая часть фамилии, как и написанный корейский балет, вовсе не случайна.
Концерт, впрочем, тоже.
- Концерт был организован в честь моего 60-летия, правда, с некоторым опозданием и совпал с годом 70-летия Союза композиторов Казахстана, - говорит Владимир Андреевич. - У корейцев хангаби (60-летний юбилей) - важный жизненный рубеж, и его нужно обязательно отметить. Поскольку юбилейный авторский концерт - очень сложная в организационном плане вещь, он несколько раз переносился. Но в результате все прошло нормально. Мне помогли ректор консерватории Жания АУБАКИРОВА и известный композитор и бизнесмен Ерлан КАНАПЬЯНОВ, за что я им благодарен. Дирижировал Государственным академическим симфоническим оркестром молодой, но уже зарекомендовавший себя успешными работами дирижер Ерболат АХМЕДЬЯРОВ, представитель известной музыкальной династии.
Вообще, в 2009-м празднуется юбилей Союза композиторов, и на весь год запланировано много интересных концертов. Точнее, планировалось. В связи с кризисом нам сильно урезали бюджет.

- А как ваш корейский балет, его поставили?
- Тут все сложно. Министерство культуры и информации, несмотря на неоднократные мои обращения, ответа о его дальнейшей судьбе так и не дало.
Пришлось искать ответ самому. Во всех государственных театрах республики существует репертуарная политика. В Минкультуры подается репертуарный план на последующие три года. И под этот утвержденный министерством план выделяют деньги. Средняя постановка в ГАТОБ имени Абая стоит около 150 000 долларов. Специфика театра такова, что в год он может осуществить новую постановку одного масштабного балета и оперы. Мне сказали: найдешь спонсора - к осени можешь наслаждаться своим творением. А музыка к балету была принята в декабре 2007 года, когда все театры уже подали свои заявки. Теперь, вероятно, нужно ждать 2010 года. Но и это еще ничего не гарантирует. В очередь может вклиниться какой-нибудь другой человек со своим меценатом. Так уже происходит. Мой друг, композитор Бейбит ДАЛЬДЕНБАЕВ, ждет постановки уже пятый год!

- А как сейчас обстоит дело с грантами на написание симфоний, опер и прочих музыкальных произведений? Ранее, помнится, вы были полны оптимизма на этот счет.
- В следующем году грантов не будет. Говорят, не будет и в по-следующих. А это было хорошее начинание: благодаря грантам идет движение в среде композиторов. Правда, условия тоже весьма странные. Для получения гранта нужно представить на конкурс готовое новое произведение. Я могу, например, исполнить на каком-нибудь концерте не получившую грант свою симфонию, но как быть, если потрачено несколько лет на написание оперы, а грант получил другой?

- Ясно. А появились ли, на ваш взгляд, какие-то новые интересные молодые композиторы?
- Да, появились! Как вы отнесетесь к тому, что после моего юбилейного концерта многие преподаватели в консерватории стали говорить, что композитор Стригоцкий стал для них открытием? А во время фестиваля Ассоциации композиторов в Северном Казахстане в марте 2008 года публика из представленных композиторов-гостей узнала опять же вашего покорного слугу. И только потому, что там были знакомы со статьей в вашей газете (см. “Балет в один конец”, “Время” от 10.1.2008 г.). Пресса - великая сила. А как вам следующие имена: Кыдырбек Токсанбаев, Дальденбаев, Мамбетов, Умиров, Аманжолов, Раимкулова, Абдинуров, Сетеков, Хромова? Вот это “новые” интересные “молодые” композиторы. Средний возраст - 50 лет!

Молодежи, чтобы вступить в члены Союза композиторов, нужно после консерватории зарекомендовать себя оригинальной творческой личностью и представить новые самостоятельные работы. А это очень непросто. Быт, работа не по специальности, образовавшаяся семья. Нужно быть фанатиком, чтобы после основной работы по ночам еще сочинять музыку. При наших проблемах это испытание на всю жизнь. Не все такое выдерживают, и не все к такому стремятся.

- Видимо, перспективы у казахстанской академической музыки нерадостные...
- Я бы уточнил: у казахстанских композиторов. Существует известная цепочка: композитор-исполнитель. Композитор оплачивает работу исполнителя, но кто оплатит работу композитора? Например, написал ты песню, ее можно продать. А кому продашь симфонию или балет? Ее может купить только государство для филармонии или оперного театра. Но для этого должен быть такой орган, как “закупочная комиссия”. В Москве она существует. Поэтому у нас без гарантии исполнения или приобретения редко кто пишет произведения крупной формы.

Я в Москве зашел в нотный магазин и там, кроме “Кудаши-Думан” РАХМАДИЕВА, ничего не нашел. А сейчас для репертуара из казахстанских авторов и в Алматы мало что найдешь. Не издают потому что.
У исполнителей дела получше. Хорошие музыканты востребованы. Выросло много виртуозов. На престижных конкурсах все чаще лауреатами становятся казахстанцы, играющие музыку известных классиков. Во многом это заслуга Жании Аубакировой.
А вот с композиторами что-то не заладилось.

- Есть древняя притча о том, что Чингисхану о гибели сына рассказала домбра, и ее залили плавленым свинцом. Как вы полагаете, возможно ли через музыкальное произведение передать какие-то общественные настроения, создать такую симфонию, которая бы без слов повествовала обо всех проблемах общества?
- Казахстанские авторы уже создали много прекрасной музыки, и в ней можно найти любые образы. Просто ее мало кто знает. Особенно молодежь. С другой стороны, рынок диктует спрос. Государственный академический симфонический оркестр РК не балует нас своим вниманием. В репертуаре у них только классики. Ведь слушателю лучше отдохнуть, послушав Моцарта или Берлиоза, чем переживать о проблемах общества, которые и так его окружают целый день. А современному композитору очень интересно - как и журналисту, кстати, - поведать о каких-то проблемах.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы
tulegen@time.kz
Фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Класснуть