По дворам нашей памяти...
На открытии выставки к
художнице Ольге КАЦЮБА (на снимке) подошла молоденькая журналистка. Честно оттараторив положенные вопросы, она, немного помявшись, заглянула в глаза: “Скажите, а вам действительно нравится рисовать эти развалюхи?”
Ольга и сама не подозревала, что старый Алматы станет ее любимой темой, более того - визитной карточкой: лет десять назад, когда она только начала акварельную серию старых городских пейзажей, этот жанр был одним из самых непопулярных, почти не продавался. Не то, что теперь...
- Изначально на эту серию меня сподвиг мой знакомый -
Олег ПЕТРОВ. Он предрек исчезновение старого города задолго до недавнего строительного бума. Я втянулась в тему, и она очень быстро стала мне родной.
В 2002 году первая выставка художницы
“Исчезающий город” стала настоящей сенсацией. Покосившиеся избушки с резными наличниками, крашеные ставни, деревянные ворота и подгнивший штакетник - все это неожиданно вызвало у посетителей бешеную ностальгию. К тому же за каждым домиком скрывалась целая история. Кацюба любила рисовать с натуры, и во время создания набросков на крылечко обычно выходил кто-то из обитателей дома, приветливо заговаривал с художницей, потчевал ее какой-нибудь семейной историей. После той выставки Ольга стала позиционироваться как летописец города, а ее собратья по цеху принялись за работу засучив рукава. Как раз в это время начался повальный снос ветхого жилья, и ностальгия вступила в фазу обострения. А Ольга внезапно ушла в тень. Нет, она продолжала работать, но тему старого города будто забыла.
И вот неделю назад алматинцы увидели долгожданный сиквел, то есть продолжение ностальгической серии. Правда, с некоторыми изменениями. Осталась акварельная нежность, но одноэтажные избушки оказались щедро разбавлены зарисовками улично-дворовой жизни: полотна наполнились людьми.
- На самом деле, после той - первой - выставки я не собиралась продолжать эту тему, но... - говорит Ольга, - звонили люди, благодарили, рассказывали истории старых домов, стали заказывать “портреты” своих жилищ. Всем хотелось запечатлеть уходящую Алма-Ату. Ведь в городе помимо исторических памятников есть просто милые сердцу уголки, не представляющие вроде бы никакой особой ценности. И когда они исчезнут, ни в одном архиве не останется даже следа их существования. Я почувствовала, что это просто мой долг - сохранить для алматинцев образ старого города. Тем более что у меня набралось много материала, и было бы преступлением сгноить его.

- Вам самой хотелось бы обитать в таком старом домике?
- Конечно, каждый из нас хочет жить в современном, фешенебельном доме, и я не исключение. Но меня как художника привлекает именно старая архитектура, над которой поработало время. В этих неровностях, неправильностях, в облупившейся штукатурке - целая эпоха. У современных же зданий еще нет своей биографии - там не сменилось несколько поколений жителей, нет такой сердечной связи, ностальгии. Сколько вокруг новых, симпатичных особняков, а души в них нет! Посмотреть приятно, а рисовать - не хочется. Другое дело - старый город! Стоит закрыть глаза и вспоминаешь: тут целовались, тут первая любовь была, там гуляли, здесь пили пиво...
Теперь Ольга подумывает о третьей выставке. Старый город стал медленнее исчезать, зато люди меняются быстрее, чем раньше.
- Я сейчас стала больше работать по фотографиям и наброскам, - говорит Кацюба. - Потому что такого душевного общения, как раньше, почти не получается. Наверное, в этом виноват повальный снос - люди стали более подозрительными: “Что вы тут делаете? Зачем фотографируете? Кто вам давал разрешение?..”. Иногда, особенно если участок уже огорожен, охранники разбираться не хотят - сразу угрожать начинают. Мол, только художника нам тут не хватало! Даже побить однажды пытались...
Зато у нее есть акварели, которые помогают найти друг друга давно потерявшимся людям. Например, респектабельная дама заказывает “портрет” своего балкончика, работу видит ее не менее респектабельная знакомая, узнает двор, просит нарисовать чуть другой ракурс, и оказывается, что обе заказчицы - давние соседки-подружки! Через другую Ольгину работу нашли друг друга одноклассники, один из которых живет в Нью-Йорке.
Всмотревшись в трещины штукатурки, надышавшись запахом уютных двориков, Ольга стала населять акварели персонажами: за гаражами сидит стайка пацанов, возле школы играют в снежки дети, на перекрестке идет бойкая торговля лепешками. Вот только не всегда это по душе покупателям ее акварелей.
- Парадоксально, но клиенты обычно не хотят видеть на картинах других людей. Наверное, каждому человеку важно, глядя на холст, что-то додумывать, представлять себя в этих декорациях. Есть такая особенность психологии: если ребенку купить куклу, которая умеет все, то ему будет неинтересно с ней играть - она просто не даст ему простора для фантазии. Так что меня иногда даже специально просят: “Нарисуй этот двор, но только без людей”.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

