18005

Нурлан АБДУЛЛИН, певец: Времена той-бизнеса закончились

Нурлан АБДУЛЛИН, певец: Времена той-бизнеса закончилисьНа днях из Лондона вернулся Нурлан АБДУЛЛИН (на снимке). Там известный казахстанский исполнитель не Биг-Бен рассматривал и не на автобусах двухэтажных катался, а закрылся на месяц в студии и записал свой новый альбом. Причем не где-нибудь, а в самой Abbey Road, где писали свои платиновые альбомы Фрэнк СИНАТРА, The Beatles, Pink Floyd, Пол МАККАРТНИ и U2. Таким похвастать не может ни один казахстанский исполнитель.

- Я сам поехал и сам записал этот антикризисный альбом, никто ни копейки не дал, - не без гордости говорит Нурлан. - Отдал больше 150 тысяч долларов. Когда верну вложенные деньги? Не знаю. Я просто этим альбомом хочу отдать дань своей земле.

- Может, раскроете секрет, из чего будет состоять новый альбом?
- Там народные песни, которые на слуху - например, “Бiр бала”, “Ақсиса”. Это вечные материалы, но мы имели дерзость представить их в новой аранжировке и с новым отношением. Названия у альбома пока нет. Возможно, этот мой музыкальный месседж поймут не сейчас, а только через 10-20 лет. Мы там гитары не ломаем и одежду на себе не рвем, и голос у меня прежний. Просто это совершенно иное - мое прочтение фольклора через призму того, что я пережил.

- И когда уже можно будет купить новый диск?
- Не знаю. Я хотел приурочить его выпуск к Наурызу, но передумал из-за кризиса. Не хочу, чтобы это событие прошло незаметно. Раз я такую планку поднял, то и преподнести альбом надо правильно - чтобы это было событием. Как, например, в 2005 году, когда я стал первым эстрадным исполнителем, который провел концерт в оперном театре. Тогда я одел всех в смокинги, вечерние платья, чтобы слушатели почувствовали, что идут на праздник. Теперь вот не знаю, где концерты проводить: планка задрана - выше некуда (смеется. - В.Б.)

- Сейчас модно всех спрашивать про кризис, особенно известных людей.
- Естественно, я, как и вся страна, переживаю из-за тех испытаний, что свалились на нашу голову. Например, в нашей сфере сразу все отрезало, работы фактически нет. Закончилась лафа, закончилось время той-бизнеса, настало время экономить, расписывать семейный бюджет. Придется в ремне еще одну дырочку сделать.
Наша земля нам много чего дала: кормила, поила, вырастила. Пришло время теперь ей отдавать. Вот и я стараюсь заложить свой кирпичик в строительство страны под названием Казахстан. Уверен, это испытание послано нам Создателем, просто так ничего не бывает. Это знак, чтобы мы поняли, какие неприятные вещи творятся внутри нас и на нашей земле.

Говорят, все плохое только начинается. Поэтому нам в такой ситуации нужно собраться, помогать друг другу, а не рушить что имеем, не лезть на баррикады. Ведь наша ментальность тем хороша, что если Виктору Бурдину, моему соседу, плохо, я всегда поделюсь с ним буханкой хлеба и кусочком мяса. И очень важно, чтобы мы это сохранили.
Наступило время, когда надо очистить свой организм, ум, душу, сознание. Время подумать, расставить все точки над “i”. А для музыкантов - работать больше над собой, записывать новое.
Настало время давать концерты, собирать залы, ездить по аулам, скрести по сусекам, как это было в начале 90-х. А то все привыкли: туда не поеду, сюда не поеду. До этого времени ты получил аванс, кредит доверия. Будь добр, теперь отрабатывай.

- Такие люди, как вы, словно магнитом притягивают просящих. Не боитесь, что сейчас их будет очень много?
- Я всегда делаю что-то без напряжения. Если на каком-то участке я нужен, если могу помочь - почему нет? По этой причине я стал президентом благотворительного фонда “Парыз”, куда вошли бизнесмены, узнаваемые люди страны. Фонд не собирает кульки конфет, а оказывает реальную помощь: десятки детей отправляем на операции за границу. Но вы об этом не знали, потому что я никогда на этом не раскручиваю себя. И считаю: если есть возможность - надо помочь.

- Слышал, что вы финансируете и музыкальный проект The Magic of Nomads?
- Да, мы тоже записали их альбом в Abbey Road. Вообще, здорово, что мы наконец-то записали наши народные инструменты, да не абы как и не абы где, а на мировом уровне - теперь нашу музыку не стыдно кому-нибудь дать послушать, подарить. И, знаете, ведь мы фактически делали работу Министерства культуры, Казахконцерта и других госпредприятий.

Вот, например, сейчас композитор Ренат ГАЙСИН поступил в школу Беркли в Бостоне, которую заканчивал Мстислав РОСТРОПОВИЧ. После этого учебного заведения музыканты становятся брендами, поэтому поступают туда единицы из тысяч претендентов. Фактически талант Гайсина - достояние народа, и государству надо бы поддержать его, оплатить учебу. Ведь он бы приехал специалистом, готовым менеджером, имеющим связи и выход на мировые студии и площадки, что нам сейчас и нужно. Но нас не понимают. Нет, мы найдем возможность помочь Ренату Гайсину, мы отправим его. Но вероятность того, что он вернется в страну, ничтожно мала. Завтра он встретится со СПИЛБЕРГОМ, напишет саундтрек к фильму, и через года мы будем говорить: это же наш Гайсин. А он уже не наш. Как не наши БЕКМАМБЕТОВ, ЛУКЬЯНЕНКО, КУРМАНГАЛИЕВ.

У нас есть высококлассные экономисты, юристы. Но когда настанет время думать о духовном? Почему Асылбек ЕНСЕПОВ играет на задворках? Почему бы наш величественный инструмент - домбру - не продвинуть на мировой уровень. Ведь это только прибавит нам авторитет. Обязательно этим должен заниматься президент, а все остальные - ждать погоды у моря?
Я, вообще, считаю себя тайным членом правительства или депутатом. Бываю с людьми, езжу по стране, выслушиваю простой народ, даю советы, успокаиваю. И многие вещи уясняю и выношу на суд тех людей, которые определяют политику страны. Я рассказываю, как некий полупроводник, что там сломалась водокачка, а там - пекарня. Ведь многие мысли не доходят наверх. Я говорю с чиновником на равных, потому что ничем не обязан ему. И он вынужден ко мне прислушаться.

- К нам на днях приезжал известный музыкант Вячеслав БУТУСОВ. Он согласился выступать здесь, чтобы все деньги с его концерта были переданы детскому приюту. Что-то я не слыхал, чтобы наши музыканты на такое отваживались. А ведь эти дети нам роднее, чем лидеру “Ю-Питера” и “Наутилуса”.
- Бывает, меня просят дать концерт в ауле: мол, билеты раскупят влет. А я говорю приглашающему меня бизнесмену: давай сделаем бесплатный концерт, ни ты с него ничего не поимеешь, ни я - а народ придет, отдохнет. Это как жертвоприношение, как поставить в церкви свечку или зарезать барашка. Ты же в этом ауле вырос, бегал здесь мальчуганом. Так почему ты все время берешь, ведь настало время и отдавать?!
Я возмущался, когда узнал, что многие артисты просят гонорар за выступление на фестивале “Алма-Ата - моя первая любовь”. Как можно брать деньги за признание в любви городу, в котором ты вырос и состоялся, где проходит вся твоя жизнь? Неужели ты не боишься Бога? Неужели ты не можешь послужить своему городу? Мы не должны только поглощать, переедать и оправляться.

- Не гнобят вас за это бескорыстие коллеги?
- С ними разные отношения. Вот я говорю им: давно пора собраться в коалицию, общество, ассоциацию, фонд, чтобы мы вместе могли понимать, что творится в нашей сфере, делегировать своих людей в парламент, продвигать наши законы. Да, у нас есть Нурлан ОНЕРБАЕВ и Бекболат ТЛЕУХАН в мажилисе, но что-то я не вижу, чтобы там поднимались вопросы культуры и искусства.

- Нурлан, вы говорите о вещах, которые остро переживаете, а выглядите очень спокойным человеком, ведущим весьма размеренный образ жизни.
- Просто в отличие от других я спокойно сплю. А что мне еще нужно? В моей стране все спокойно. Я благодарю Всевышнего за наступающий день. И продолжаю нести свой крест - или, если угодно, полумесяц.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть