Обмену подлежит!
Как восстановить утерянную домовую книгу? Есть ли льготы на получение документов? Как поменять старый советский паспорт? Что нужно, чтобы изменить фамилию? На эти и другие вопросы наших читателей отвечает
Зауреш КУСАИНОВА (на снимке),
начальник отдела организации работы по документированию и регистрации населения управления юстиции города Алматы.
Бахытжан, Алматы:
Родители записали меня на фамилию деда, но сейчас я хочу взять фамилию отца. Как это можно сделать и придется ли мне переделывать все свои документы: два диплома, водительское удостоверение, военный билет, свидетельство о браке?
- Перемена имени и фамилии делается через загс. Все документы необязательно менять, но если у вас есть время и деньги, то это сделать можно.
Мы можем переоформить только новые фамилию и отчество в соответствии с национальными традициями и согласно Указу президента Республики Казахстан от 2 апреля 1996 года “О порядке решения вопросов, связанных с изменением фамилии и отчества лиц казахской национальности”. Например, когда человек желает поменять окончание своей фамилии с “ов” или “ев” на “ұлы”, “қызы” и так далее. Для этого нужно лишь написать нам заявление.
Зариф, Шымкент:
Мы потеряли домовую книгу. Что теперь делать?
- Необходимо обратиться в управление юстиции вашего района. Там напишите заявление об утере, к нему приложите правоустанавливающие документы на квартиру, справку из адресного бюро, чтобы подтвердить, что все члены вашей семьи зарегистрированы по этому адресу, и вам в тот же день выдадут новую книгу с пометкой “повторно”.
Татьяна Николаевна, Алматы:
Я живу на улице Чайковского. Раньше мы относились к Жетысускому району. Теперь говорят, что нас присоединили к Алмалинскому. Какие документы нужно менять и в какие сроки?
- Все уполномоченные органы поставлены в известность о том, что город поменял карту. Никаких документов менять не надо. Просто на домовой книге ставится штамп об изменении - и все.
Надежда ГРИГОРЬЕВА, Астана:
Сегодня за каждую справку приходится платить. Существуют ли какие-нибудь льготы при получении документов?
- От уплаты госпошлины за выдачу паспортов и удостоверений освобождаются Герои Советского Союза и Социалистического Труда; люди, награжденные орденами Славы и Трудовой Славы трех степеней, “Алтын Қыран”, “Халық Қаhарманы”, “Отан”; многодетные матери, удостоенные звания “Мать-героиня”, награжденные подвесками “Алтын Алқа”, “Күміс Алқа”; участники и инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним; инвалиды с детства, инвалиды I и II группы; люди, проживающие в домах-интернатах для престарелых.
Сергей, Алматы:
У моей сестры старый советский паспорт, но у нее есть прикрепительный талон по месту прописки. Какие документы необходимы, чтобы получить удостоверение личности гражданина Казахстана?
- Да, есть еще люди, имеющие паспорта красного цвета образца 1974 года, хотя официально их обмен закончился в 1999 году. В основном такие документы имеют люди преклонного возраста. Для того чтобы получить удостоверение личности гражданина Республики Казахстан, необходимо обратиться в органы юстиции, где должны подтвердить, что у гражданина нет пробелов в регистрации на территории республики. Если же у человека пробелы в регистрации свыше трех месяцев, то ему придется подтверждать право на казахстанское гражданство,
т. е. обратиться в управление миграционной полиции. Там вам выдадут справку формы №5, с которой придете к нам в управление, где мы начнем процедуру оформления новых документов.
Санжар, Павлодар:
Собираюсь работать в Алматы, но друзья говорят, что без прописки я не смогу никуда устроиться.
- 17 августа 2007 года были внесены дополнения и изменения в постановление правительства РК, где слова “жилые помещения” заменили на “здания”. Это дает человеку, не имеющему жилья, право зарегистрироваться в здании, которое признано недвижимостью официально. Это может быть учреждение, где он работает.
Руководитель этого учреждения может дать свое согласие на регистрацию сотрудника по месту работы.
Николай, Алматы:
У меня есть домовая книга, полученная в 2005 году. Нужно ли оформлять новую? И для чего она нужна, если ее не воспринимают как документ?
- В июле 2005 года была разработана новая форма книги регистрации граждан. Раньше существовала просто домовая книга, которую можно было приобрести в киосках, на базарах. Новые книги - бланки строгой отчетности. Каждая из них пронумерована и зафиксирована у нас. Это единственный документ, подтверждающий постоянную регистрацию. Если у вас книга регистрации голубого цвета, то ее менять не нужно. А что касается домовой книги старого образца, то она действительна до конца нынешнего года.
В 2007 году
министр юстиции г-жа БАЛИЕВА пообещала, что в Медеуском районе Алматы будет открыт ЦОН, но его до сих пор нет. Так будет ли в нашем районе свой Центр обслуживания населения?
- ЦОН в Медеуском районе будет открыт в начале 2009 года по ул. Маркова, выше ул. Тимирязева, в бывшем здании статуправления. Там сейчас идет ремонт. В Алматы открыты центры обслуживания населения в четырех районах: Бостандыкском - 60 окон, Алмалинском - 42, Турксибском - 22 окна, Жетысуском - 22.
Глория КИМ, Кызылорда:
Говорят, что теперь в удостоверении личности будет обязательно указываться адрес проживания. И что всем необходимо поменять документы старого образца на новые.
- Действительно, теперь в удостоверениях введена графа “адрес проживания”, но менять специально документы не нужно. Если вы потеряете удостоверение или же достигнете возраста 25 либо 45 лет, то получите удостоверение личности нового образца. Кстати, с 13 августа 2007 года начался обмен документов, которые были получены до 1 августа 1997 года и в которых нет индивидуального идентификационного номера (ИИН). Гражданам, получившим удостоверения личности без ИИН, необходимо обменять документ. Эта процедура совершенно бесплатная.
Зарина, Талдыкорган:
Мне на днях исполняется 45 лет. Могу ли я каким-то образом ускорить получение нового паспорта?
- Конечно. В 2005 году у нас были введены три категории срочности по линии документирования - два, пять и десять дней соответственно. Госпошлина за удостоверение личности составляет 234 тенге, за паспорт - 4672 тенге. Если вы хотите получить документы через два дня, то придется доплатить 3477 тенге. Сделать документы за 5 дней будет стоить 1173 тенге, за 10 дней - 796 тенге.
Ержан, Алматы:
Жена прописана в Таразе, но мы оба постоянно живем в южной столице. Ей исполнилось 45 лет, но в Алматы документы на обмен не принимают. Говорят: поезжайте в Тараз и там меняйте, а потом прописывайтесь.
- Если ваша жена зарегистрирована в Таразе, то необязательно ехать туда. Необходимо обратиться в органы юстиции того района, где она будет зарегистрирована. Нужно написать заявление, чтобы ее выписали с прежнего места прописки в Таразе и направили листок убытия в Алматы. На основании этого документа вас должны зарегистрировать и продокументировать в южной столицы.
На “прямой линии” дежурила Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

