6616

Заложники системы

Заложники системыПредставители алматинских метростроевцев и чиновники городского акимата, посетившие завод южнокорейской корпорации “Хёндэ Ротем”, где им была представлена напольная сигнальная система для алматинского метрополитена (см. “Прокол с протоколом”, “Время” от 14.10.2008 г.), подготовили отчет о поездке для акима Алматы Ахметжана ЕСИМОВА. Напомним, мэр южной столицы пообещал лично контролировать этот вопрос (см. “ Систему менять надо! ”, “Время” от 7.10.2008 г.).

Как мы уже писали, помимо оборудования корейского производства строителям алматинской подземки было предложено аналогичное - от американской компании “Дженерал электрик”. Поставить его вызвалась российская компания “Транс-ИТ”.

Пикантность ситуации заключалась в том, что для акима подготовили два отчета. Один - от начальника отдела эксплуатационного оборудования ГКП “Дирекция строящегося метрополитена” (ДСМ) Эрика МУСАБЕКОВА и ведущего инженера Павла АНДРЕЕВА. Второй написал исполняющий обязанности директора ДСМ Каныбек НУРМУХАНБЕТОВ.

“К плюсам “Ротема” можно отнести следующее: при использовании их сигнальной системы сроки выполнения поставок подвижного состава будут выполнены, - зачитал нам выдержки из своего отчета Мусабеков. - В комплект будут входить светофоры и блоки управления стрелочными переводами. Гарантировано совмещение с системами жизнеобеспечения подвижного состава и обеспечение финансовой гарантии в размере 50 процентов от суммы договора поставки”.

Что же касается минусов оборудования “Ротема”, то их в отчете шесть. Правда, специалисты отмечают: все они могут превратиться в плюсы.
“Минусы следующие: нет данных о применении сигнальной системы, основанной на “счетчиках осей” производства “Хёндэ Ротем”, - продолжил самоцитирование г-н Мусабеков. - Нет технической документации на русском языке; на данный момент нет сертификатов функциональной безопасности SIL4 на системы железнодорожной автоматики; при монтажных работах могут возникнуть сложности технического перевода; интерфейс обмена сообщениями между машинистом и диспетчером только на английском и корейском языках; передача данных осуществляется через антенны и радиомодемы, что может привести к наложению частотных диапазонов с операторами сотовой связи, и, наконец, не представлен опыт работы по передаче данных через “щелевой” кабель. “Хёндэ Ротем” пообещала все эти проблемы решить в ближайшее время. Как только они это сделают, минусы станут плюсами”.

В пользу оборудования, которое готовы поставить россияне, говорят:
1 опыт его использования в метрополитене Казани;
2 техническая документация и протоколы обмена сообщениями на русском языке;
3 полная совместимость с другими системами автоматики, сигнализации и связи.

Минусов у предложения “Транс-ИТ” чуть меньше, но они довольно существенны. Главный недостаток - в этом случае сроки поставки вагонов от “Хёндэ Ротем” будут отодвинуты на 6-18 месяцев. Кроме того, нет гарантии полного совмещения электроники корейских вагонов с системами жизнеобеспечения подвижного состава. К тому же поставка светофоров и блоков управления стрелочными переводами будет осуществлена по отдельному договору, что приведет к существенному удорожанию общей стоимости поставок. В довершении ко всему представители “Хёндэ Ротем” заявляют: если алматинские метростроевцы решат использовать оборудование стороннего производителя, то “Ротем”, как производитель подвижного состава, не несет ответственности за его дальнейшую эксплуатацию. В этом случае тестовые и полигонные испытания поездов метро будут проводиться в Алматы, а не непосредственно в Южной Корее.

Кстати, в свое время наши специалисты ездили в Казань - посмотреть, как работает сигнальное оборудование от компании “Транс-ИТ”. В распоряжении редакции имеется их отчет о той поездке, и его выводы малоутешительны.
“При работе системы “Движение” у машиниста происходит нестыковка команд, что приводит к нештатной остановке состава до 2-3 раз в смену, - говорится в отчете. - Пожарная сигнализация - “сырая”, датчики регулярно выходят из строя, крепление рельсов очень слабое, обслуживающий персонал не может пройти в комнату для ремонта оборудования из-за недоработок в охранной системе”.

Если к этому прибавить слабые места предложения россиян, на которые указал Эрик Мусабеков, то становится как-то совсем грустно…

Тем не менее “Альтернативный” отчет, подготовленный для главы города и. о. директора ДСМ Каныбеком Нурмуханбетовым, льет воду на мельницу “Транс-ИТ”. К примеру, г-н Нурмуханбетов утверждает: сроки договора о поставке вагонов “Ротем” сорвет минимум на 5-6 месяцев, плюс еще не менее полутора лет (?!) уйдет на сертификацию по требованиям международных или российских стандартов уже готового состава.

Руководство “Хёндэ Ротем” действительно говорило о возможных задержках сроков - но лишь в том случае, если бортовая и сигнальная системы будут изготовлены разными производителями. А сертификаты ротемовцы обещали представлять по мере изготовления тех или иных деталей и комплектующих для вагонов.
Между тем, по словам Эрика Мусабекова, метростроевцы еще не ознакомились с технической документацией на сигнальную систему “Хёндэ Ротем”: она сейчас переводится на русский язык. Эту документацию корейские партнеры отправляют в Алматы уже вторично. В первый раз эти бумаги были отправлены еще в августе, но… пропали.

Когда верстался номер
Начальник управления пассажирского транспорта Алматы Владимир МЕРЕНКОВ сообщил нашему корреспонденту:
- Решение уже приняли. При предоставлении всех тех гарантий, которые нам пообещала корпорация “Хёндэ Ротем”, поставщиком сигнальной системы будут они. На следующей неделе - 23 или 24 октября - мы вызываем представителей российской компании “Транс-ИТ” (генподрядчик по внедрению систем автоматики для алматинского метрополитена. - Ред.) и специалистов “Хёндэ” для заключения договора субподряда (с “Ротемом”. - Ред.). До этого срока корейцы должны официально подтвердить все свои гарантии.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото автора, Алматы
ruslan@time.kz
Поделиться
Класснуть