У нас не прощают успех
Художник
Аскар ЕСДАУЛЕТОВ (на снимке - в центре) не дает себе отчета в том, что делает. В хорошем смысле слова. Многие его коллеги делают отчетные выставки - как подведение итогов определенного творческого периода с прицелом на хороший коммерческий эффект.
А. Есдаулетов открыл выставку “Рельефы времени”, чтобы продемонстрировать публике свои скульптурные эксперименты, но на дивиденды не рассчитывает.
Так что эта выставка не отчетная.
А зачетная.
Последние четыре года Есдаулетов занимался скульптурой, хотя имя себе он давно заработал сугубо как живописец. Скульптура у него специфичная: работы искусственно состарены и выглядят так, будто их недавно выкопали из земли. Можно долго рассуждать о том, закопал таким образом свой талант Аскар или, наоборот, явил на свет его грани в незатасканной форме.
Ясно одно: чтобы стилизовать композиции под черный чугун, который от природы не страдает красотой, нужно иметь большую смелость.
- Все привыкли к тому, что я живописец, - говорит Аскар. - А сейчас я решил сделать полностью скульптурную выставку: чугун, бронза. Самое главное - показать национальный архаичный стиль. Как таковой казахской скульптуры у нас не было и нет. Не считая бал-балов, но это предметы культа, а не искусства. Поэтому мне пришлось как бы “восполнить пробел” и стилизовать свои работы под старину. Я чувствую, что вот этого как раз у нас не хватало. И думаю, что скульптурное искусство страны теперь пойдет вперед.
- А оно шло назад?
- У нас пять-шесть скульпторов, из которых работают от силы три. И то, как работают... Я знаю только одного человека, который может того же всадника правильно вылепить, - это Аскар ЕСЕНБАЕВ. Я уже говорил, что если бы захотел поставить памятник какой-нибудь, на котором шапка не будет картонной, а хвост у коня - торчать веником, то пошел бы к нему. Других мастеров просто нет. Я не считаю реалистичные скульптуры, в том числе Есенбаева, искусством в полном понимании слова, но это крепкий профессиональный уровень.
Мы как-то с МЕРГЕНОВЫМ (председатель Союза художников. - Т.Б.) говорили о наших памятниках. По идее, надо делать, как раньше в Грузии. Сначала скульптор учится, потом еще два года в магистратуре занимается, а потом еще четыре года при известном мастере работает. В это время государство платит ему приличную зарплату - в Грузии раньше платили 200-300 рублей в месяц. И только потом его допускают к работе над памятниками. А у нас достаточно в баню удачно сходить и выпить в нужной компании.
- А искусство в таком случае - это что?
- Работы ТРЯКИНА-БУХАРОВА, Мергенова. Шахана ТОЛЕШЕВА. Слышал о нем?
- Нет.
- Потому что его игнорируют. А он очень сильный художник. Наши люди привыкли делать вторичные вещи, ориентируясь на Запад. А тех, кто делает что-то по-настоящему интересное, пытаются загасить. От непонимания, от того, что ни с чем такое творчество не ассоциируется. Это касается и меня. Вот эти вещи, которые на выставке, они непродаваемые, их в руках противно держать. Никто дома это не повесит, и после выставки мне придется обратно собрать работы у себя. До моих работ еще дорасти надо. Человек купит такой чугун, понесет его домой в дрожащих руках, а жена ему сразу в лоб даст. Я точно знаю, что ни один бизнесмен до этого еще не дорос. Может, только иностранцы некоторые.
- Вы боитесь критики?
- Не так страшна критика, как игнорирование. Есть много художников, работа которых просто замалчивается. Их не воспринимают, стараются вытолкнуть за борт. А они из-за этого переживают. Кстати, в свое время я активно работал во Франции и Бельгии со многими известными художниками. Ездил на протяжении нескольких лет на два-три месяца каждый год. Активно работал, там удачно работы продавались. Когда возвращался, думал, что меня будут на руках носить. А получилось наоборот - многие даже здороваться перестали. И я понял, что у нас не прощают успех.
- Не думали в связи с этим обратно уехать?
- Нет, потому что там одиноко. Нам сейчас нужно популяризовать свое искусство. Пополнять коллекции картинами отечественных художников должны не иностранцы, а мы. Как Вексельберг скупил все яйца Фаберже, так же и мы должны делать.
Сейчас, кстати, настоящего КАЛМЫКОВА не найдешь. Киргизия и Узбекистан делают копии, и сертификат найти не
проблема. Но я рад, что цены выросли на Калмыкова, потому что через него люди еще могут увидеть настоящий мир. Я рад, что цены поднялись не на Шишкина, а на авангардных художников.
- Среди коллекционеров очень много наших чиновников. Вы имели с ними дело?
- Конечно. Чиновники на просмотре боятся показаться идиотами, поэтому пытаются быть многозначительными. Строго смотрят, умное лицо делают. Потом зовут своего человека и с ним консультируются.
Тулеген
БАЙТУКЕНОВ, Алматы,
тел. 259-71-99,
e-mail:
tulegen@time.kz
фото Владимира ЗАИКИНА

