6158

Рубен АНДРИАСЯН: Президент - наш главный понукальщик

Рубен АНДРИАСЯН: Президент - наш главный понукальщик Юбилейный сезон русского театра драмы им. Лермонтова закрылся комедией и капустником. На фоне затянувшегося почти на три года ремонта собственного здания такое веселье выглядит неуместно. Впрочем, глядя на сцену (любезно предоставленную лермонтовцам коллегами), даже Станиславский не посмел бы сказать свою коронную фразу: “Не верю!”. Вот толькона комплимент: “Как хорошо у вас, весело!” - главный режиссер театра Рубен АНДРИАСЯН реагирует неадекватно. Он начинает трагически кашлять, делает страдальческие глаза и машет руками. Тут важно учитывать, что Рубен Суренович всегда имел репутацию большого оптимиста...

- Уж если вы, Рубен Суренович, так реагируете на слово “веселье”, дела совсем плохи?

- Это была моя просьба к актерам устроить капустник для зрителей, чтобы поблагодарить их за верность. На самом деле у нас сегодня мало поводов для веселья, скорее я бы сформулировал осторожно - есть некоторые вещи, вселяющие определенный оптимизм.

- Какие же это вещи?

- Например, то, что впервые за эти два с половиной года ремонта у нас побывал министр, я имею в виду Мухтара Кул-Мухаммеда. Мы наконец-то почувствовали, что не одни в этой битве. Он приехал на стройку, общался со строителями и говорил им неласковые слова.

- На строителей выход министра произвел впечатление?

- Во всяком случае, я как профессионал готов поставить им пятерку за разыгранный спектакль. Зная о визите министра, они срежиссировали бурную деятельность, подогнали технику, выстроили убедительную мизансцену. Впрочем, даже несмотря на эти усилия, министр попенял, что на площадке работает мало людей. Он человек опытный. Да и к тому ж если предыдущий был занят только вами, журналистами, то этот находит время и для нас.
 
- Может быть, вам стоило пригласить каких-то экстрасенсов, почистить ауру театра, заказать молебен во окончание ремонта или шамана нанять?


- Я думаю, что этих строителей не перебьет никакой шаман. Ситуация вообще уникальная: обычно строительство стопорится из-за отсутствия денег, а у нас деньги есть, их просто не успевают освоить. К тому же на самое главное - на оборудование сцены - финансы были выделены только на этот год, так что смонтируем технику мы только в октябре, если никто не выбьется из графика.

- Вам не кажется, что вы очень вредный человек: сначала доказывали, что ремонт без переоборудования сцены не ремонт, а выбив деньги, опять недовольны...

- Два с половиной года назад, когда министром культуры был назначен Ертысбаев, я доказал ему, что оборудование хочу для театра, а не для себя. Хотя первая реакция была: “Вот я выпишу кондиционеры, а вы их растащите все по домам”. Хорошо, что у меня была фотография того промышленного кондиционера, который нам нужен и который в моей квартире даже бы не поместился. И надо отдать должное, Ертысбаев от нас щедро откупился, вот только совершенно не интересовался, как идет ремонт.

- Неужели министр культуры должен лазать в каске по строительным лесам?

- Хотя бы быть в курсе - что там делается. Потому что одно только появление Кул-Мухаммеда спровоцировало всплеск активности строителей. Впрочем, им отступать некуда, потому что в планах президента страны открыть наше здание в ноябре.

- Неужели только так можно завершить долгострой?

- Таков наш гнусный менталитет, низводящий президента до уровня домоуправа, - он главный понукальщик страны. 
- Какая вам разница - с ремонтом или без, ведь государство все равно платит актерам зарплату?

- При обычной жизни у нас был ежемесячный доход в 3-4 миллиона тенге, который мы могли использовать как премиальные выплаты, а теперь мы рады, если умудряемся заработать один миллион. При том что трат у театра гораздо больше - аренда чужих помещений, ремонт декораций, страдающих от перевозок, транспортные расходы.

- Вы не боитесь, что за эти три сезона растеряли своего зрителя?

- Мы потому и завершаем сезон капустником, что очень благодарны нашим поклонникам. В репертуаре нет премьер, и зрители ходят по нескольку раз на одни и те же спектакли. Это нас очень поддерживает. Хотя я уже устал на улице объяснять прохожим, почему закрыт театр.

- По поводу вашего ремонта однажды прозвучала такая реплика, мол, чем тратить такие деньги на стены, лучше вложили бы их в новые постановки, в приглашение интересных режиссеров, тогда и на ремонт сами заработали бы. Есть резон в такой позиции?

- Все дело в том, что трубы в здании прогнили, электрические кабели высохли - мы несколько раз своими силами тушили возгорания. Мы потому так терпеливо относимся к этому ремонту, что понимаем его неизбежность. Что касается дум и чаяний молодых режиссеров, я их прекрасно понимаю. И на встрече с вновь назначенным акимом города я говорил, что для оживления театральной ситуации в городе необходим фонд поддержки молодых дарований. Помогая им, мы сможем увидеть, есть что-то стоящее или нет. И уже тогда, возможно, город сделает свой театр. Потому что почти двухмиллионному мегаполису стыдно не иметь своего муниципального театра. Но создавать его надо не приказом, а именно так - через поиск и поддержку инициатив.

- Скажите честно, когда вы въедете, устроите грандиозную пьянку?

- Это профессиональная тайна. А если серьезно, то уже сейчас актеры подходят и просят пригласить священника, чтобы освятить сцену. Для нас это совершенно особое место, и раньше оно было, как говорят артисты, намоленным. Есть еще одна проблема. Как только мы начнем входить в нормальный рабочий ритм, придется снова перешивать костюмы. Дело в том, что актер привыкает ежедневно тратить определенное количество нервной энергии. Мы все немного расслабились, и костюмы придется немного расставить.

- Вы поможете труппе потерять лишние калории?

- Это может сделать только сцена.
 
- А сцена вернет ваш знаменитый первородный оптимизм?

- Я думаю, что все наши муки забудутся, как только мы получим назад свое здание и возможность нормально работать.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы
Поделиться
Класснуть