Кругосветка Terra vita: Тахир ИЛЬЯНОВ, видеооператор: Казахстан знают только по Борату
Видеооператора первой казахстанской кругосветки Terra Vita Тахира ИЛЬЯНОВА (на снимке) можно считать ходячей телекомпанией: он редактор, оператор и режиссер в одном лице. На
яхте “Чокан Валиханов” прошел начальный этап первой казахстанской кругосветки - от Актау до Гваделупы, где сейчас и стоит судно. На днях Тахир вернулся в Алматы. Через два месяца - снова в путь, а пока у него есть время поразмыслить. О том, что неплохо бы засыпать океан камнями, а
Саше Барону КОЭНУ отвалить пару миллионов долларов за то, что отпиарил Казахстан по высшему разряду.
- Тахир, до Алматы все время доходили слухи о проблемах на “Чокане”: за время путешествия, которое еще не окончено, команда сменилась почти полностью. Что происходило на яхте?
- Это был воистину тулонский путч. Начался он еще во Франции и продолжался до Канарских островов. На яхте назревала революция. Экипаж не подчинялся капитану. Дошло до диверсий. Не могу никого обвинять, пусть комментарии по этому поводу дает капитан. Но вспоминаются два случая. В пайолах (это своеобразный подпол на яхте) появилась вода. С помощью помпы ее нужно было срочно откачивать. Мы уже вышли с Канар и обнаружили, что помпа снаружи забита куском картона и газеты. Не пойман - не вор, мы не стали разбираться и кого-то обвинять. А потом… Капитан просил
Алмаса МЫНБАЕВА
(он отвечал за электронику на яхте) починить гидрогенератор. Алмас должен был его спаять во время стоянки, но всем хотелось погулять, и он клятвенно пообещал, что сделает это в любое другое время. Получилось так, что мы уже вышли из Гибралтара и сразу же пошли дальше. Алмас занялся ремонтом, но не запаял детали на совесть. А потом, когда мы уже были в океане, гидрогенератор загорелся, на яхте чуть не случился пожар - провода расплавились и стали накалять пластик. А это чревато: пластик загорается моментально, и за несколько минут судно могло сгореть.
- Из-за чего произошел разлад в экипаже?
- Может, у кого-то не было желания идти дальше, кто-то был недоволен программой, финансированием - не знаю, но команда стала разваливаться. Нам нужно заходить в марину (специальная прибрежная стоянка для яхт. - О. А.) на Канарских островах, а моряки спят. Капитан несколько раз вызывает всех на верхнюю палубу - нам вот-вот швартоваться. Кто-то выходит с кофе, другие вообще не реагируют. Дошло до мата. Мы уже стоим в воротах порта, мешаем другим судам - и всем все равно. Тогда мне было страшно, но я боялся не океана, а команды, которая дестабилизирует ситуацию. Этим людям нельзя было довериться. У меня был нервный срыв, я хотел вернуться, звонил в Алматы. Но переговорил с родными - и понял: нужно держаться.
- Как решилась проблема с экипажем?
- Капитан очень терпеливый, он пытался их уговорить идти дальше. Но противостояние было слишком жестким, дошло до скандала. Сначала один ушел, потом второй. Самой мужественной оказалась девушка -
Асель СОРОМБАЕВА.
Она ушла честно, без всяких претензий, именно так, как это должен делать мужчина.
- Кстати, что изменилось после того, как на яхте остались одни мужики?
- Да, в принципе, ничего. А что должно было измениться? Только грязнее на яхте стало. Готовили все, кроме капитана, но и он иногда подключался.
- Океан и море - две большие разницы. Где проще?
- Океан переносится намного легче моря - нет такой волны. Четверо суток поблевал, а потом нормально. Пугали сроки. Но мы прошли Атлантику быстро - за 17 с половиной дней. На полпути у нас сгорела навигация - GPS. Шли по бумажным картам и компасу. Заходить в марины было сложно. Нам очень помог сын капитана Павел. Мы примерно знали, куда нам идти, помнили, где расположен остров, а потом звонили Паше в Питер, он давал нам координаты по GPS, мы рассчитывали путь и входили в марину. Правда, возле острова Барбадос долго блуждали. Сначала зашли в какой-то город, нам запретили там стоять, потом причалили в порту, а он оказался военным. И только на третий раз попали на стоянку.
На снимке:
Маршрут, который должна пройти яхта “Чокан Валиханов”.
- Было страшно?
- Тогда - нет. Потом. Психологическое напряжение появилось, когда мы попали в штиль посреди океана. Это намного опаснее шторма. Есть история, когда люди шли по Тихому океану в сторону Японии и попали в штиль на месяц. Они чуть друг друга не съели. Ты начинаешь считать, сколько у тебя воды и еды. Экономишь. Одна банка тушенки в день, две - уже роскошь. К счастью, нам повезло: безветрие стояло всего два дня. Мы дошли до берега, и у нас еще осталось около 200 литров воды и еда, которую мы по морской традиции раздали тем, кто уходил в океан.
- Вас океан сильно изменил?
- Мне пришлось стать моряком. Я научился тянуть шкоты, поднимать паруса, заправлять двигатель во время качки. Съемки чередовались с вахтами. В Атлантике не было ничего интересного. Все однотипно - этакий День сурка. Дежурства, отдых и “казашн традишн” - утреннее и вечернее чаепитие.
- Как развлекались в походе?
- Один раз сыграли в домино. Качали мышцы. Когда стояли на Канарах, у
Виталия МЕЛЬНИКОВА
был день рождения, мы ему подарили гантели. Вот и упражнялись в свободное время. После двух недель в океане к качке привыкли до такой степени, что уже могли смотреть кино. Собирались на нижней палубе и включали DVD. А когда стояли посреди океана, решили искупаться: почти неделю не мылись - воду экономили. Привязывались специальными веревками, намыливались шампунем для морской воды и прыгали в океан по очереди. Какой это кайф! Я вообще-то не люблю воду, но тогда...
- Воду не любите? И почти год путешествовали на яхте?
- Что ж делать? Но, правда, не люблю я море, а океан - просто ненавижу. Почти не купался. А когда плыли через Атлантику, у меня появилась мечта: засыпать океан камнями и превратить его в автостраду. Пусть люди ездят на машинах - это же быстрее! Понимаю, что это блажь, но мечту свою я пока не похоронил. А еще научился молиться. Каждое утро просыпался и благодарил Всевышнего за то, что проснулся. А потом просил: быстрее бы дойти до суши - надоело море.
- Что знают за океаном о Казахстане?
- Обидно, что нас узнают только по фильму “Борат”. Нам приходилось доказывать, что этот фильм вовсе не о нашей стране. Люди ходят по пирсу, видят флаг Казахстана, тычут пальцем и говорят: “О, Борат!”. Нужно дать ему два миллиона за хороший пиар нашего государства, если мы сами не хотим вкладывать в это деньги. Пусть хоть такой ценой наш флаг узнают. Мы раздавали проспекты о Казахстане, свои визитки. Для многих Казахстан - это что-то сродни Афганистану. Это больно и обидно. За время путешествия нашли сотни потенциальных туристов: показывали им фотографии, приглашали в страну. И поняли, что Казахстан закрыт для всего мира. И мы сами не хотим открываться, а можем только говорить об этом на различных “круглых столах”, а вот делать что-то...
Оксана АКУЛОВА, Алматы
akulova@time.kz
Фото Владимира Третьякова

