7496

Держи пять!

Держи пять! Они уже много раз делали это. С разными людьми, в разное время. Но впервые они делают это впятером. Они хотят, чтобы их эксперимент запомнился на всю жизнь. Четверо мужчин и одна женщина.
Смотрите на телеканалах страны.

Впервые мысль снять киноальманах о нынешней действительности посетила голову режиссера Галии ЕЛТАЙ во время прошлогоднего форума молодых кинематографистов в Москве. Вернувшись на родину, Галия предложила Нариману ТУРЕБАЕВУ, Ержану РУСТЕМБЕКОВУ, Ерлану НУРМУХАМБЕТОВУ и Талгаду ЖАНЫБЕКОВУ написать сценарии короткометражных картин, дабы потом свести их в один полноценный проект “Дом без лифта”.

Парни, разумеется, согласились. И тут как раз вместо Сергея АЗИМОВА на пост директора “Казахфильма” пришла Анара КАШАГАНОВА. Она долгое время возглавляла студию молодежных проектов “Дебют”, к молодым кинематографистам относится очень тепло - поэтому для команды все сошлось как нельзя более кстати.
Сценарий состоит из пяти новелл, каждую из которых будет снимать один режиссер. Объединяет истории дом, в котором живут герои картины.Точнее - водопроводная труба. Она лопается и причиняет неудобства всем жителям многоэтажки. Труба “нас связала, тайною нашей стала”. У каждого героя свое повествование, но финал будет общим.

Галия Елтай:
Мы хотим восполнить ту пустоту, которая возникла после “новой волны”. Наше кино будет зрительским, мы не хотим повторения пройденного, когда у режиссера может быть в активе 10-12 снятых фильмов, а народ его даже не знает. Нам интересны переживания обыкновенных людей, мы не хотим отрываться от народа. “Новая волна” всегда ориентировалась на Запад. Я не хочу сказать, что это однозначно плохо - каждому в то время надо было выжить. Но вы спросите: кто такой Дарежан ОМИРБАЕВ? И кто вам ответит?

-   Дарежан Омирбаев и ответит. Насчет пустоты - не совсем понятно, ведь после “новой волны” снято уже очень много. И почти все - для народа.

Ерлан Нурмухамбетов:
Да, сейчас очень много снимают кино - премьера за премьерой. “Казахфильм” на этом фоне даже теряется. Люди просто взяли в руки камеры и начали работать. И в этой среде, я надеюсь, когда-нибудь появится по-настоящему талантливый “народный” режиссер. Режиссеры, которые сейчас создают кино, просто заполнили пустующую нишу. И это хорошо.
Сам процесс возрождения кинематографа начался именно благодаря таким независимым фильмам. Тот же РАКИШЕВ (автор популярного фильма “Жаралы сезiм”. - Т.Б.) наделал столько шума... Потом появился “Рэкетир”, теперь Жанна ИСАБАЕВА сняла “Карой”. “Карой”, кстати, интересный фильм. К нему однозначно не подойдешь. Жанна молодец, дожала его - многим на это не хватает духу.
Сейчас возник новый порог: появились люди, которые не просят денег на “Казахфильме”, а пытаются делать что-то сами.

Ержан Рустембеков:
Это потому, что люди хотят видеть свое. Плохого качества, без спецэффектов, но зато с узнаваемыми лицами на знакомых улицах. Народу, по большому счету, плевать на то, как выставлен свет. И пока они не насытятся такой продукцией, они не будут смотреть профессиональное кино. Чтобы захотеть устриц, надо сначала досыта поесть хлеба с маслом.
Фильмы должны быть разными. А делать выводы, судить может только зритель. Если он платит за билет - значит, ему это надо. Все остальное - от лукавого.
Кино снимается за деньги, а деньги надо где-то брать. Пока мы будем делить кино на хорошее и плохое, мы никуда не выйдем. Надо снимать, а касса все покажет.

Нариман Туребаев:
Но в таком случае есть опасность, что мы пойдем к зрителю и забудем о том, что кино - это еще и искусство. И надо поддерживать то реноме, которое оно заработало за последние 20 лет. Думаю, это задача государства выработать политику поддержки отечественного кинематографа, чтобы тем самым сохранить его лицо. В данное время этой политики нет. Вообще.

- А как вы думаете, какие цели преследовало государство, выделяя деньги, например, на фильм “Час волка”? Что он даст стране, народу?

Ержан Рустембеков:
Я не знаю. Но предположу, что государство просто не хочет говорить о современности, поэтому все время снимает исторические картины. Это такое бегство от реальности.

Галия Елтай:
Проблема в том, что государство не требует возврата средств, выделенных на фильм. Поэтому и появляются картины, от которых, по большому счету, никакой отдачи.

- Ну хорошо, а вы согласились бы снимать фильм за пять миллионов долларов с условием, что их надо будет вернуть?

Галия Елтай:
Конечно. Но дело в том, что искать деньги и нести за них ответственность - это дело продюсеров. У нас этого пласта специалистов нет.
В “Доме без лифта” мы и так несем ответственность перед своим будущим. Мы все уходили в тяжелое время из кино, и все возвратились, потому что поняли - ничего другого мы не умеем делать. Нам надо жилы порвать, но сделать достойный продукт. От этого зависит наша дальнейшая судьба.

Ержан Рустембеков:
В общем, задача тупо не снять жопу. 

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее