Связующая нить
Дети
Кулян ЖАНГУТТЫ давно выросли и не пошли по ее стопам. Но женщине, всю жизнь посвятившей возрождению казахских традиций ткачества и вышивки, хотелось хоть кому-то передать свои знания.
Так в ее доме в поселке Райымбек Алматинской области появились Гульбаршин МАТНИЯЗОВА и Ирода РАХИМОВА - переселенки из Каракалпакии.
Привести в свой дом посторонних людей, дать им работу, а потом еще и бегать по инстанциям, улаживая вопросы с документами приезжих, - решиться на это может не каждый. А Кулян смогла. Первой в ее доме в 2003 году появилась Гульбаршин. В то время давно признанной мастерице была нужна помощница. Чтобы спокойно работать и учить других, она создала НПО “Болатай”. Но местные женщины к ней не шли.
- Я уже и не надеялась, - вспоминает
Кулян. -
Сколько раз предлагала нашим девушкам работу - ничего не получалось. Я не могла заплатить много, а потому оставалась в одиночестве. Однажды совершенно случайно увидела молодую девушку, которая в поисках работы бродила по нашему поселку. Это была Гульбаршин. Оказалось, что она швея. Это был знак! Она тут же согласилась помогать мне. Девушка все схватывала на лету: любую вышивку, аппликацию, мозаику. Мне казалось, что это у нее в крови. Вместе стали осваивать почти забытую казахами технику - курак (лоскутное шитье). А потом Гульбаршин исчезла...
Она просто ушла - устраивать свою личную жизнь. Немного оперившись под крылом Кулян, переселенка стала искать лучшей доли. Нашла, но - не то. Вышла замуж, родила сына и... снова вернулась к наставнице, ставшей ей родной.
- Гульбаршин успела съездить в Каракалпакию и оставить там на родственников ребенка, - делится женщина. - Нужда привела ее обратно. Сейчас мы вместе мечтаем о том, что наступит день, когда она сможет перевезти сына в Казахстан - вот чуть встанет на ноги, и тогда...
Ироду Рахимову в дом
Кулян привела
Гульбаршин. Женщинам стало не под силу справляться с заказами вдвоем. Выставки и мастер-классы съедали все время, а хотелось научиться еще чему-нибудь. Так в 2007 году их стало трое. Молчаливая и покладистая Ирода делала все, что ей говорили, и почти ничего не рассказывала о себе. Но и того, что они знали о ней, было достаточно: все та же Каракалпакия, маленькая дочка и бедность, от которой она бежала в Казахстан.
На снимке: Ирода Рахимова (слева) и Гульбаршин Матниязова за работой.
- Мы стали одной семьей: мои дети живут отдельно, а Гульбаршин и Ирода всегда рядом, - рассказывает мастерица. - С ними легко: у них нет амбиций и запросов, которыми так избалованы наши городские девушки. Раньше я и подумать бы не могла, что возрождать наши, исконно казахские традиции мне будут помогать узбечка и каракалпачка. Вот такая ирония судьбы...
Они садятся за работу втроем, и на только что девственном полотне рождаются узоры. Игла, будто живая, резво бегает по ткани. И вот они - настоящие казахские корпешки и чапаны. Со стороны кажется, что вышивка не такая уж сложная и овладеть этим искусством может каждый. Но стоит взять в руки иглу...
- Она не поддастся чужаку, - улыбается Кулян. - В работу надо душу вкладывать...
Из пакетов, сложенных здесь же, в мастерской, одна за другой появляются корпешки, наволочки, женские сумочки, чапаны и даже платья. Все выполнено в разных стилях, но вещи роднит одно - старинный и, казалось бы, забытый казахский колорит.
- Вот такие лоскутные одеяния давным-давно носили жители степей, - рассказывает Кулян, указывая на удивительно яркий, переливающийся всеми цветами радуги чапан. - И тогда народ любил устраивать себе праздники, а такой чапан был своего рода “выходным костюмом”. Раньше их покупали в основном иностранцы, но сейчас пришло время, когда такие вещи все чаще берут и сами казахстанцы. А вот костюм шамана, который появился на свет не благодаря, а вопреки. Мы осваивали новую технику ткачества, столько пряжи ушло, а ничего толком не выходило. Потом уже поняли: из самотканых кусочков может получиться интересный чапан, а в довершение пришили к нему колокольчики. Хоть сейчас бубен в руки - и в ритуальный пляс!
Вот так разноцветные ниточки творчества навсегда связали их троих - таких разных! - вместе.
Оксана АКУЛОВА, Алматинская область
akulova@time.kz
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
Так в ее доме в поселке Райымбек Алматинской области появились Гульбаршин МАТНИЯЗОВА и Ирода РАХИМОВА - переселенки из Каракалпакии.
Привести в свой дом посторонних людей, дать им работу, а потом еще и бегать по инстанциям, улаживая вопросы с документами приезжих, - решиться на это может не каждый. А Кулян смогла. Первой в ее доме в 2003 году появилась Гульбаршин. В то время давно признанной мастерице была нужна помощница. Чтобы спокойно работать и учить других, она создала НПО “Болатай”. Но местные женщины к ней не шли.
- Я уже и не надеялась, - вспоминает
Кулян. -
Сколько раз предлагала нашим девушкам работу - ничего не получалось. Я не могла заплатить много, а потому оставалась в одиночестве. Однажды совершенно случайно увидела молодую девушку, которая в поисках работы бродила по нашему поселку. Это была Гульбаршин. Оказалось, что она швея. Это был знак! Она тут же согласилась помогать мне. Девушка все схватывала на лету: любую вышивку, аппликацию, мозаику. Мне казалось, что это у нее в крови. Вместе стали осваивать почти забытую казахами технику - курак (лоскутное шитье). А потом Гульбаршин исчезла...Она просто ушла - устраивать свою личную жизнь. Немного оперившись под крылом Кулян, переселенка стала искать лучшей доли. Нашла, но - не то. Вышла замуж, родила сына и... снова вернулась к наставнице, ставшей ей родной.
- Гульбаршин успела съездить в Каракалпакию и оставить там на родственников ребенка, - делится женщина. - Нужда привела ее обратно. Сейчас мы вместе мечтаем о том, что наступит день, когда она сможет перевезти сына в Казахстан - вот чуть встанет на ноги, и тогда...
Ироду Рахимову в дом
Кулян привела
Гульбаршин. Женщинам стало не под силу справляться с заказами вдвоем. Выставки и мастер-классы съедали все время, а хотелось научиться еще чему-нибудь. Так в 2007 году их стало трое. Молчаливая и покладистая Ирода делала все, что ей говорили, и почти ничего не рассказывала о себе. Но и того, что они знали о ней, было достаточно: все та же Каракалпакия, маленькая дочка и бедность, от которой она бежала в Казахстан. На снимке: Ирода Рахимова (слева) и Гульбаршин Матниязова за работой.
- Мы стали одной семьей: мои дети живут отдельно, а Гульбаршин и Ирода всегда рядом, - рассказывает мастерица. - С ними легко: у них нет амбиций и запросов, которыми так избалованы наши городские девушки. Раньше я и подумать бы не могла, что возрождать наши, исконно казахские традиции мне будут помогать узбечка и каракалпачка. Вот такая ирония судьбы...
Они садятся за работу втроем, и на только что девственном полотне рождаются узоры. Игла, будто живая, резво бегает по ткани. И вот они - настоящие казахские корпешки и чапаны. Со стороны кажется, что вышивка не такая уж сложная и овладеть этим искусством может каждый. Но стоит взять в руки иглу...
- Она не поддастся чужаку, - улыбается Кулян. - В работу надо душу вкладывать...
Из пакетов, сложенных здесь же, в мастерской, одна за другой появляются корпешки, наволочки, женские сумочки, чапаны и даже платья. Все выполнено в разных стилях, но вещи роднит одно - старинный и, казалось бы, забытый казахский колорит.
- Вот такие лоскутные одеяния давным-давно носили жители степей, - рассказывает Кулян, указывая на удивительно яркий, переливающийся всеми цветами радуги чапан. - И тогда народ любил устраивать себе праздники, а такой чапан был своего рода “выходным костюмом”. Раньше их покупали в основном иностранцы, но сейчас пришло время, когда такие вещи все чаще берут и сами казахстанцы. А вот костюм шамана, который появился на свет не благодаря, а вопреки. Мы осваивали новую технику ткачества, столько пряжи ушло, а ничего толком не выходило. Потом уже поняли: из самотканых кусочков может получиться интересный чапан, а в довершение пришили к нему колокольчики. Хоть сейчас бубен в руки - и в ритуальный пляс!
Вот так разноцветные ниточки творчества навсегда связали их троих - таких разных! - вместе.
Оксана АКУЛОВА, Алматинская область
akulova@time.kz
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

