10209

Борис ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, театральный режиссер: Бог шельму метит

Борис ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, театральный режиссер: Бог шельму метитВозвращение Бориса ПРЕОБРАЖЕНСКОГО в Алматы из Санкт-Петербурга не вызвало ажиотажа (см. “Мастер - класс!”, “Время” от 22.1.2008 г.). Почти два года город прожил без режиссера и, честно говоря, уже начал его забывать. И вот мэтр приехал. Пока, правда, всего на неделю. За это время он успел дать мастер-классы студентам и договориться с театром “АРТиШОК”, что поставит здесь спектакль. Б. Н. выглядит свежим и отдохнувшим, правда, заметно поседевшим. Зато наконец обзавелся мобильным телефоном. Видимо, в России он больше нарасхват, чем здесь...

- Борис Николаевич, ну и как вам там?
- Мне очень нравится. Но это не значит, что я провожу какие-то параллели между Казахстаном и Россией: в России я родился, в России я учился, в России моя семья - внуки, дети и их мать. По возвращении я встретил там многих своих однокашников, но, к сожалению, большая их часть уже не с нами. Даже за те полтора года, что я в Ленинграде (Б. Н. предпочитает называть этот город именно так. - В. Б.), успел побывать на нескольких похоронах...

- У вас там был какой-то адаптационный период?
- Да, и очень серьезный - я перенес два инфаркта и одну операцию. Таков, думаю, итог 19-летней работы в Казахстане, ежедневной борьбы с не устраивающими меня директорами (а они все были такими, за исключением Валеры ЧУВИКОВА). Директора эти были сплошь неграмотные люди, никакого отношения к искусству не имели. Они не понимали, когда я говорил о “колосниках” или “смете постановочных расходов”.

- Вы, кстати, про историю с КАЛИНИНОЙ (экс-директор Немецкого драмтеатра, которую судят по подозрению во взятках. - В. Б.) слышали?
- Да. Но мне это неинтересно. Знаете, Бог не фраер - он шельму метит. Тут все произошло по закону - во всяком случае, по Божественному. Я не злопыхатель, Боже упаси, - я всем все простил. Мне уже все по барабану.

- Из Казахстана вы уезжали со спокойным сердцем?
- Не очень, раз у меня случилось два инфаркта. Все-таки я тут много прожил, и у меня осталось столько друзей и учеников. Некоторые из них, к сожалению, продолжают работать в ТЮЗе (который, как известно, Преображенский покинул со скандалом. - В. Б.).

- Сейчас, находясь в Казахстане, вы чувствуете себя здесь своим?
- Да. Во всяком случае, в “AРТиШОКе”, вообще в Алматы, потому что у меня много друзей за пределами театра - адвокат Виталий ВОРОНОВ, предприниматель Павел БЕКЛЕМИШЕВ, да и вы, братцы-журналисты, не оставляли меня в беде. Чувствую себя совершенно спокойным и в Алматы ехал с удовольствием. С радостью откликнулся на нашу давнишнюю договоренность с “АРТиШОКом”, специально для них написал инсценировку “Милого друга” Мопассана - с учетом актерского состава театра.

- Когда возьметесь за работу?
- Вероятнее всего, летом. Ведь у меня в России студенты, я не могу их бросить. А сейчас мы решаем здесь организационные вопросы. И потом, это недешевое удовольствие - везти меня сюда. Нужно найти каких-то спонсоров, которые помогут театру. Сам спектакль тоже будет не очень дешевым, и театр не в состоянии оплатить все расходы.

- Не боитесь, что “АРТиШОК” - не тот формат, в котором вы привыкли работать?
- Не волнуйтесь, я знаю, что делаю.

- Борис Николаевич, вы довольны своей жизнью в России?
- Еще бы! Сначала было трудно, хотя я знал, что такое климат Ленинграда. Мои друзья по институту мне очень помогли, особенно с гражданством и пропиской. Они написали письмо в управление по миграции, и я получил гражданство на полгода раньше. Теперь могу свободно пользоваться медицинскими услугами, уже получаю пенсию, и у меня есть карточка для бесплатного проезда в автобусе и на метро. Дочери мне купили там отдельную квартиру, живу в пяти минутах ходьбы от них.

- Там вы сразу взялись за работу?
- Нет, полгода занимался здоровьем при помощи своей бывшей супруги, а потом мне предложили преподавать в Университете культуры и искусства, а также в Балтийском гуманитарном университете: меня туда устроил Ваня КРАСКО, отец Андрея КРАСКО.

- А спектакли ставите?
- Пока я выручил маленький “Театр у Нарвских ворот”. Они попросили меня довести до конца спектакль “Кот в сапогах”, начатый одним молодым режиссером. Но я и с Алматы не прекращаю сотрудничества. И если у меня в объятьях были нерадивые директора и бесконечные министры культуры, то это еще не значит, что здесь плохой народ, плохая страна и плохой город. Да, может быть, начальство не самое щепетильное по отношению к театру. Вот скажите, как можно было допустить, чтобы Лермонтовский театр ремонтировался так долго и люди не работали? Как можно так поступать с таким репертуаром и такой труппой?! Я б на месте АНДРИАСЯНА (худрук театра им. Лермонтова. - В.Б.) поехал бы в Астану к НАЗАРБАЕВУ. Я смотреть спокойно не могу на Рубена, на его здоровье - мне просто жалко этого человека.

Не знаю, что было бы со мной, если бы ХРАПУНОВ (бывший аким Алматы. - В. Б.) выполнил свое обещание и сделал бы мне муниципальный театр. Хорошо, что он не сделал это! Я не хочу сражаться с очередным директором, которого назначило бы министерство или по глупости я бы назначил сам (что бывало). Конечно, Восток - дело тонкое. Но где тонко, там и рвется…

В этот момент нашу беседу прервала директор театра “АРТиШОК” Вероника НАСАЛЬСКАЯ, которая принесла Борису Николаевичу чай. Режиссер тут же сделал ей комплимент и поцеловал руку. В этом - весь Преображенский…

- Борис Николаевич, а театральная жизнь здесь и там…
- ...большая разница. Потому что в Алматы она отсутствует. Куда здесь можно пойти, кроме “АРТиШОКа”? Ну разве что в оперный или в филармонию.

- Худрук “АРТиШОКа” Галина ПЬЯНОВА говорит, что вы в отличной форме и на вас любо-дорого смотреть. Вы-то сами себя так чувствуете?
- Да. И, между прочим, после первого экзамена, который мои студенты сдали удачно, и этого нелепого “Кота в сапогах” я чувствую, что порох в моих пороховницах еще есть. Не так, как в Казахстане перед отъездом… Я потерял театр и только благодаря друзьям выстоял. Спасибо Таиру МАНСУРОВУ (экс-аким Северо-Казахстанской области. - В. Б.) , который позвал меня тогда в Петропавловск поставить два спектакля, и Рубену (Андриасяну), который позвал меня ставить в театре Лермонтова “Вальс одиноких” - на чем я и закончил свою деятельность в Алматы…

- В Алматы не нужно никому говорить, кто такой Преображенский. А в Петербурге?
- Ну что вы! Там такой большой город - с огромным количеством театров! Но Краско мне сказал, что если бы я приехал на пять-шесть лет раньше, то уже бы руководил каким-нибудь театром.

- Борис Николаевич, ваша программа-максимум на ближайшее время?
- Поставить “Горе от ума” в Университете культуры. Есть интересная идея, связанная с “Пигмалионом”, который можно поставить в “Театре у Нарвских ворот”, есть планы в Театре сатиры, есть идея создать свой театр из своих студентов. В университете мне по-обещали организовать собственную студию, где можно открыть свой собственный курс. Но там все вопросы решаются спонтанно. Могут в любой момент позвонить и сказать: приступайте. Поэтому надо быть во всеоружии. Но соваться в большие театры я не хочу. Планов много, но, во всяком случае, на сегодня страдания мои кончились. Немножко утомляют длинные переезды, там не наши…. ой, простите, не ваши расстояния...
Со студентами работать интересно, ведь у меня сорокалетний педагогический опыт. Достаточно было двух недель занятий с ними, чтобы они стали моими единомышленниками и соратниками.

- А питерские девушки вам нравятся?
- О да! У меня студентки такие... прямо не знаю, что делать… Я только пою песню “Где мои семнадцать лет?”. Ну… хотя бы пятьдесят. А семьдесят - многовато. Хотя... Здоровье-то свое подправил. Только вот не знаю, хватит ли сил провести в следующем году юбилей. Хочу сделать это сразу в трех городах моей боевой славы - Свердловске, Иркутске и Алматы.

- Борис Николаевич, когда мы увидимся вновь?
- Ждите меня летом!

Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Виктор БУРДИН,
burdin@time.kz
Поделиться
Класснуть