РАХАТГЕЙТ: Ерлан САРСЕНБЕКОВ, бывший шеф управления собственной безопасности Нурбанка: Чувствую себя
22 ноября Алмалинский районный суд приступил к допросу одного из главных фигурантов так называемого “Рахатгейта”, принимавшего участие в похищении 31 января 2007 года банкиров Жолдаса ТИМРАЛИЕВА и Айбара ХАСЕНОВА из здания “Кен Дала”, - начальника управления собственной безопасности Нурбанка Ерлана САРСЕНБЕКОВА.
- Когда я слушал показания мамы Жолдаса Тимралиева и его супруги Армангуль КАПАШЕВОЙ, то чувствовал себя подлецом и трусом. Пусть они меня простят, - начал свои показания подсудимый. - 31 января 2007 года я приехал на работу к 8 часам утра. К 10 часам в банк подъехал Олег БЕКБАТЫРОВ. Около 11 часов утра в банке уже находились Нурали АЛИЕВ и Вадим КОШЛЯК. Я, как обычно, поднялся на 9-й этаж, чтобы доложить им обстановку. Кошляк сказал мне, что на 1-м этаже стоит Аскан БЕКМУРАТОВ, которого необходимо сопроводить на 9-й этаж. Кошляк также приказал мне установить наблюдение за некоторыми сотрудниками банка, среди которых были Айбар Хасенов, Нурлан БАРАКБАЕВ и другие.
В 12 часов 30 минут мне на сотовый телефон позвонил Олег Бекбатыров и сказал, что необходимо купить три вязаные шапочки. При этом он сказал, чтобы я никуда из здания банка не выезжал, а отправил за покупкой другого человека. Я направил начальника отдела собственной безопасности Алматинского филиала (Нурбанка. - Д.А.) №2 САЗЫКИНА. После этого я зашел снова в здание банка и в фойе, на 1-м этаже здания, заметил, как Айбар Хасенов заходит в лифт. Я прошел мимо него в свой кабинет, чтобы перезвонить Кошляку и сообщить, что Хасенов уже на месте. Поднявшись на 9-й этаж, я увидел в коридоре Хасенова и сообщил ему, что его ожидает в своем кабинете Вадим Кошляк. Через 20 минут я услышал шум, доносящийся из кабинета Кошляка. Я понял, что они сильно ругаются. Примерно в 14 часов 45 минут в банк приехал Рахат АЛИЕВ. В это время Сазыкин привез черные шапочки. Я передал пакет с шапочками Бекбатырову. Взяв пакет, он пошел в сторону кабинетов руководства банка. Около 15 часов должно было состояться совещание с участием председателя правления банка Гульмиры ДЖУМАДИЛЛАЕВОЙ. Алиев в это время уже находился в кабинете Кошляка.
Кошляк вышел из своего кабинета и сказал мне, что как только на 9-м этаже появится Жолдас Тимралиев, я должен немедленно об этом ему сообщить. Тимралиев пришел в 15.05. Я пошел об этом докладывать Кошляку. Зайдя в кабинет, я обратил внимание, что возле окна в коридоре напротив секретариата первого заместителя председателя правления банка стоит Аскан Бекмуратов. На нем был синий халат, из карманов которого торчали одноразовые наручники. Кошляк приказал мне провести Тимралиева в малый конференц-зал. В это время Кошляк махнул рукой Бекмуратову, чтобы тот вслед за Рахатом Алиевым вошел в этот зал.
Не успела за Бекмуратовым закрыться дверь, как Сарсенбеков услышал несколько глухих ударов, похожих на удары руками или ногами.
После этого он Жолдаса Тимралиева не видел.
- Затем выбежал Кошляк и приказал мне заклеить камеры видеонаблюдения на 9-м этаже... - продолжал свой рассказ суду Сарсенбеков. - Через некоторое время ко мне подошел Бектыбаев и сказал, чтобы я спустился на улицу и подошел к микроавтобусу синего цвета, стоящему возле служебного входа, и спросил у водителя, все ли у него готово. Убедившись, что все в порядке, я вернулся на 9-й этаж.
Поднявшись на 9-й этаж, я увидел Олега Бекбатырова, вид у него был перепуганный. Около 17.45 мне сказали отпустить секретарш домой.
Около 19 часов я подошел ближе к центральному входу. Айдос КОЙЧУМАНОВ (личный телохранитель Рахата Алиева. - Д.А.) зашел и сказал, что на площадке 9-го этажа стоят сотрудники СОБРа и требуют пропустить их на 9-й этаж. Я доложил об этом Алиеву. Он очень удивился и слегка занервничал. После этого Алиев набрал чей-то номер на сотовом телефоне и стал с кем-то разговаривать. Затем спустился на первый этаж: там было много журналистов, сотрудников полиции ДВД и финансовой полиции. После мне приказали написать заявление в финпол о нападении на Нурбанк...
По словам Сарсенбекова, в первом часу ночи 1 февраля 2007 года ему на сотовый телефон позвонил Кошляк и приказал немедленно прибыть в Нурбанк.
- Кошляк вел Айбара Хасенова в наручниках в лифт. На нем (на Хасенове. - Д.А.) был синий халат. На его голове - черная шапка. На щеке у него была неглубокая царапина. Хасенов вел себя спокойно. Спустившись на первый этаж, мы вышли на улицу, где нас поджидала машина. Кошляк сказал Хасенову, чтобы тот не дергался, на что тот согласился, кивнув головой. Сев в машину, они уехали в неизвестном мне направлении.
Следующее заседание суда состоится в понедельник, 26 ноября, в 10 часов.
Дилярам АРКИН,
фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы