Оркестр без маэстро
Государственный симфонический оркестр Казахстана оказался в тупике: 26 октября скончался дирижер и художественный руководитель коллектива Толепберген АБДРАШЕВ, и самый главный оркестр страны пока не может найти достойную замену великому маэстро. Его смерть - неожиданная и скорая - застала всех врасплох. И только сегодня, спустя почти три недели, его коллеги, немного придя в себя, решились заговорить. Мы встретились с
Сауле ТАНЕКЕЕВОЙ, заместителем генерального директора Госфилармонии имени Жамбыла (на нижнем снимке).
- Сауле Суниятовна, позвольте выразить вам соболезнования. Казахстанская культура потеряла Великого Мастера...
- Да, потеря Абдрашева - это практически невосполнимая утрата. Дирижеров такого уровня в Казахстане… я не хочу говорить, что вообще нет, но он был эксклюзивным экземпляром. Человек, вышедший из провинции, сам пробивал себе путь на самый верх. Толепбергена Абдрашевича как талантливого дирижера признали в мире, а это о многом говорит. Он ученик талантливейшего дирижера Геннадия РОЖДЕСТВЕНСКОГО, который на вступительных экзаменах в Московскую консерваторию взял юное дарование к себе. Для него уход Абдрашева тоже стал большим горем, ведь ушел из жизни ученик, а это страшно, когда учителя переживают учеников.
Работа с Абдрашевым была невероятно захватывающей. Маэстро всегда давал зрителю интересные программы. И у него были очень большие планы по поводу приглашения в Казахстан выдающихся музыкантов. Связи, которые он когда-то наладил в Москве, до сих пор жили и действовали.
К сожалению, те планы, которые мы строили с Толепбергеном Абдрашевичем, теперь под большим вопросом.
- Расскажите, пожалуйста, как он ушел…
- Его уход был неожиданным. Он даже не подал виду, что ему плохо. Придя утром на работу с высочайшим давлением - 230, он взялся за репетицию. Через некоторое время объявил перерыв, но никому не сказал, что плохо себя чувствует. Вдруг ноги у него стали отказывать, и он попросил духовиков его поддержать. Я не врач, но, по всей видимости, тогда у него начался инсульт. Была вызвана “скорая”, ему оказали медицинскую помощь. Еще два с половиной дня он пролежал в больнице и умер 26 октября.
Он почти не жаловался на здоровье, иногда лишь говорил, что голова на погоду болит. Вообще это был жизнерадостный человек - любил хорошие компании, увлекался рыбалкой.
- Каким руководителем был Толепберген Абдрашевич?
- Абдрашев работал художественным руководителем и главным дирижером оркестра последние 22 года. Коллектив - а это около ста музыкантов - его очень любил. Давней мечтой Абдрашева было повезти оркестр в Корею, где дирижер работал параллельно. Он очень долго шел к тому, чтобы в Министерстве культуры выделили на эту поездку финансы. Но так и не стал свидетелем осуществления своей мечты. Маэстро похоронили в воскресенье, а уже в понедельник оркестр вместе с дирижером Канатом АХМЕТОВЫМ вылетел в Сеул. Коллектив сделал все, чтобы отдать дань памяти своему лидеру: музыканты буквально наизусть заучивали свои партии, чтобы не подвести имя Абдрашева.
…До сих пор музыканты оплакивают утрату мэтра. Все привыкли, что Абдрашев всегда с коллективом. С ним музыканты были как за каменной стеной. Он всегда вовремя умел защитить, вовремя реагировал на проблемы, очень уважительно относился к оркестрантам, хотя мог быть и очень строгим.
- Что Толепберген Абдрашевич планировал сделать в этом году?
- Очень жалко, что этот последний концертный сезон стал его последней вершиной… Столько было планов! Фестиваль имени Чайковского, приезд первого пианиста мира Андрея ГАВРИЛОВА, “Бетховенские вечера”. Мы обязательно доведем до конца планы маэстро, и его имя золотыми буквами будет вписано в историю казахстанской музыкальной культуры.
- А есть ли в стране те, кто мог бы продолжить дело Абдрашева?
- Все его творчество было построено на базе советской музыкальной школы. Сегодня я не могу сказать, что в классическом искусстве мы можем похвалиться морем звезд. Те, которые что-то могут, к сожалению, работают не здесь - они находят себе достойные места по всему миру. Поэтому нам нужна другая культурная политика, другая оценка наших талантов, чтобы они не уходили из страны.
На сегодня место главного дирижера на самом деле осталось пустым. И кем заменить Абдрашева - никто не знает. Нет дирижеров в Казахстане, которые дотягивали бы до его уровня. А из того, что мы имеем... Ну не хватает им чего-то. У Абдрашева есть ученики, и очень много. Но им нужно время, чтобы обрести опыт, который был у маэстро.
- А как быть коллективу оркестра? Ведь кто-то должен встать у руля.
- Знаете, мы сейчас в растерянности… Решающее слово будет за Министерством культуры и информации. Но чтобы пригласить дирижера не ниже уровня Абдрашева, нужны соответствующие условия. Приезжих дирижеров нужно будет обеспечивать не только хорошей зарплатой, но и жильем, которое, сами понимаете, в Алматы недешевое.
Меня удивляет, почему для нашей футбольной сборной могут пригласить звездного голландского тренера и содержать его несколько лет, а мы не можем сделать это для первого симфонического оркестра страны? Коллектив пока живет надеждой. Но музыкантам не хватает авторитета Абдрашева. Очень жалко, если наш оркестр за период безвластия потеряет свой уровень…
- Кроме симфонического оркестра Абдрашев возглавлял и оркестр “Отрар сазы”, коллектив которого конфликтовал с прежним руководством…
- С приходом туда Маэстро страсти поутихли: оркестранты поняли, что к ним пришел мастер. После прихода Абдрашева для меня, как для профессионального музыканта, оркестр народных инструментов начал звучать очень симфонически. Основные проблемы в оркестре были решены.
- Вы не боитесь, что с уходом Абдрашева они возникнут вновь?
- Никогда не говори “никогда”. Что будет - я не знаю. Надеюсь, что недовольные люди, пообщавшись с Абдрашевым, изменили свои взгляды.
- Филармония будет готовить вечер памяти Абдрашева?
- Да, 21 декабря состоится концерт памяти Толепбергена Абдрашевича. Сюда приедет народный артист России Мурат АНАМАМЕДОВ, который сказал, что все средства, собранные за концерт, он отдаст семье Маэстро...
Виктор БУРДИН,
burdin@time.kz
фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
и из архива Казахской госфилармонии, Алматы